Письма помогали выжить
Мой прадедушка, Абдрахманов Хази Галятдинович, родился 24 марта 1914 года в селе Большие Тарханы.
(Тетюши, 27 марта, "Тетюшские зори", Айгуль Малькова). Перебираю пожелтевшие от времени, истрепанные старые фотографии, их немного в нашем семейном альбоме.
На снимках – солдаты, они все, как на одно лицо, подтянутые, молодые и красивые. Дедушка прищуренными глазами смотрит на меня из военного лета 1942 года. Он только ушел на войну и еще не успел понять, что предстоит ему увидеть, пережить.
Мой прадедушка, Абдрахманов Хази Галятдинович, родился 24 марта 1914 года в селе Большие Тарханы. Рос в многодетной семье. Родители были простыми людьми: отец работал лесником, мать воспитывала детей. Прадедушка был умным, талантливым, трудолюбивым человеком. Окончив семь классов, он уезжает в деревню Турма и работает учителем. Умирает отец, заболевает мама, и ему, как самому старшему из сыновей, приходится вернуться в родное село. В 1936 году был призван в армию и служил в Ульяновском стрелковом полку, в 6896-м отдельном разведывательном батальоне, водителем танка-амфибии. После службы прадедушка продолжает свою трудовую деятельность секретарем Большетарханского сельского совета. Но его спокойная жизнь, как и других жителей нашей страны, была прервана горестной вестью – война. Боевой путь начался в марте 1942 года. В звании гвардии старшего сержанта он воевал на Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. С первых дней своей службы и до последнего дня войны он гордо нес имя защитника своей Родины. Об этом говорят его боевые награды: медаль «За отвагу», орден Славы II и III степени. За мужество, отвагу и героизм, проявленные в боях с 22 по 25 марта 1945 года по расширению плацдарма, он был удостоен правительственной награды – ордена Красной Звезды дважды.
Мало кому на войне удалось остаться живым и неискалеченным. Но моему прадедушке повезло – он остался жив, хотя был несколько раз серьезно ранен. Он прошел всю войну и закончил ее в Берлине. Вспоминал, как они зашли в один дом, где оказалась женщина, которая понимала и говорила по-русски. Красноармейцы были голодны, и эта женщина испекла им оладьи. Многое рассказывал дед о войне. О том, как жили в шалашах, как копали окопы, как делили последнюю щепоть махры, говорил про валенки, которые никак нельзя было высушить, про полкотелка жидкой пшенной каши на двоих.
Рассказывал, что было очень тяжело, но согревала мысль о том, что дома его ждут.
Когда получал из дома треугольные письма, по нескольку раз их перечитывал, подносил близко к лицу, чтобы хоть как-нибудь, хоть чуточку уловить любимый запах. Прадедушка говорил, что письма приходили именно тогда, когда было труднее всего. Письма помогали выжить.
Прадедушка вернулся в декабре 1945 года и еще долгие годы трудился на благо Родины.
Был секретарем Большетарханского сельского совета, исполнителем народного суда Большетарханского района. До пенсии работал в Большетарханском отделении «Сельхозтехники».
Прадеда уже давно нет с нами, он прожил нелегкую, но достойную жизнь.
Я очень горжусь, что являюсь правнучкой такого человека.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев