Анна Бусаргина почти десять лет руководила Тетюшским педучилищем
Родилась она 19 января 1917 года в Ивановской области, в дружной многодетной крестьянской семье.
(Тетюши, 26 июня, "Тетюшские зори"). Анна Акимовна Бусаргина почти десять лет руководила Тетюшским педучилищем.
Родилась она 19 января 1917 года в Ивановской области, в дружной многодетной крестьянской семье. После семилетки Анна поступила в педагогический техникум. Как одну из лучших, девушку послали на учебу в Московский государственный педагогический институт. Последний экзамен по истории был назначен на 22 июня 1941 года, выпускники готовились к праздничному балу. Но война спутала все планы: профессура сидела на экзамене окаменевшая, студенты стояли, как солдаты. Вскоре девушки побежали к Фрунзенскому военкомату – провожать на фронт своих товарищей, многие из которых погибли в боях под Москвой. На работу Анна Акимовна поехала в Рязанскую область. Через несколько месяцев ее назначили директором школы, затем отозвали на курсы при Центральном комитете партии большевиков. После окончания курсов – лекторская работа в Татарии и Мордовии. Выступала перед военными, учителями, студентами, перед крестьянами, говорила она просто, обычно без «бумажки». Эрудиция, вдохновение и увлеченность покоряли слушателей.
В 1951 году Анну Бусаргину вызвали в Министерство просвещения Татарии и предложили должность директора Тетюшского педагогического училища. Принимали тогда учащихся на базе семилетки, за обучение платили, стипендия была маленькая, несмотря на это, педучилище пользовалось у молодежи и взрослых большим авторитетом. При поступлении был большой конкурс.
Последние пять лет Анна Акимовна вела политучебу на городском предприятии, где ее считали полноправным членом трудового коллектива, наставником и советчиком. Неугомонный характер директора училища проявлялся во всем, она говорила: «Не могу сказать, много ли я сделала, но только могу сказать, что от трудностей не бегала».
В июле 2004 года Анна Акимовна Бусаргина ушла из жизни.
Наталия Комарова, дочь:
– Моя мама – это такая глыба. В 23 года она стала директором средней школы в Кораблино, в прифронтовой полосе. Рыла вместе со всеми окопы, готовилась к работе в тылу, потому что в совершенстве знала немецкий язык. Но немцев отбросили, и подполье не понадобилось. В 1946 году она вышла замуж. Нас было трое – Валера, я и Ольга. Пока мама работала директором училища, мы ее почти не видели: уходила – еще спали, приходила – уже спали. Мы знали, что у нас есть необыкновенно замечательная мама. Каждое воскресенье в доме пахло пирогами. Она была очень красивая, умная и умела очень красиво говорить. Ее называли «Райская птица Тетюшского района». И еще у нее были необыкновенно красивые платья. Ее любили все: коллеги, студенты, дети, пенсионеры, ветераны. Наш дом был полон друзей и детей. Когда в 1968 году купили телевизор, то посмотреть матч хоккейный или фильм хороший приходило сразу три группы – брата, моя и мамина. Стульев не было, но места хватало всем.
Она была необыкновенным учителем. У нее история всегда сплеталась с литературой, музыкой, живописью. Ездила со своими студентами в Ульяновск, Казань на спектакли, оперы, балет, водила по музеям. Я была ее студенткой. И знаю, как она вела уроки. Мы сидели тихо, как мыши, боялись пропустить хоть одно слово. Читали запоем все, что она нас просила прочитать. Можно было задавать любые вопросы. Она всегда искренне отвечала на все. Никогда никого не ругала, не ставила двоек. Просто смотрела на этого человека молча, и он все понимал без слов.
Тяжелым было время, когда мама заболела, но при помощи медиков все же смогла на время перебороть болезнь. И снова с головой окунулась в работу. Иногда приступы головной боли были такими сильными, что она не могла ни двигаться, ни шевелиться. Потом распрямлялась, как пружинка, и говорила: «Будем жить».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев