Тетюшский «Кулибин», влюбленный в свое дело
Педагог Дома пионеров Николай Леонтьев навсегда остался в памяти благодарных воспитанников человеком, увлеченным своим делом.
(Тетюши, 18 июня, «Тетюшские зори»). Никал Саныч – именно так называли мальчишки и девчонки советской поры руководителя туристического, а затем фото- и судомодельного кружков.
Родился Николай Александрович в 1920 году в деревне Семь Ключей Тетюшского кантона ТАССР, а спустя год семья переехала в Тетюши. Еще в детстве и юности вместе с друзьями строил плоты и пускался на них в плавание по Волге. Благо река тогда была не такой широкой.
После школы поступил в КАИ, но не доучился – забрали в армию. А дальше – война, поэтому домой вернулся спустя 7 лет. Награжден медалью «За боевые заслуги». Интересна информация из наградного листа: «Для ускорения и повышения качества ремонта главных моторов изобрел станок для механической притирки клапанов для двигателей внутреннего сгорания… Второе приспособление, сделанное тов. Леонтьевым, – это шлифовка гильз внутреннего сгорания. Вся аппаратура для этих приспособлений была изготовлена вручную».
Николай Александрович постоянно что-то изобретал. Его дочь – Лилия Чернова говорит, что на их земельном участке раньше других появился водяной насос, а вот дом, где жил педагог, тетюшане до сих пор называют домом со стеклянной крышей (на застекленном чердаке он выращивал рассаду). «Папа был человеком строгим, любил дисциплину и совсем не пил», – вспоминает она.
В Доме пионеров Николай Леонтьев трудился 26 лет, здесь же долгое время работала его супруга Лидия Георгиевна. Его всегда отличал творческий подход к работе. Вместе с воспитанниками построил три катамарана: один, самый маленький, – из фанеры, третий, самый большой, – на пенопластовой «подушке». Он даже выдержал малую «кругосветку» – водное путешествие от Ульяновска по Свияге до Казани, а затем по Волге – до Тетюш.
По воспоминаниям коллег, конструкции катамаранов Николай Александрович разрабатывал сам. На авиационном заводе в Казани за свои деньги добывал авиационную тонкую фанеру, несколько раз ездил в Тольятти за пенопластом. При строительстве последнего катамарана использовались даже спички (несколько тысяч) – для скрепления пенопласта. Родители были спокойны, зная, что их ребенок пошел в Дом пионеров к Никал Санычу.
Под началом Николая Александровича воспитанники кружка судомоделирования неоднократно завоевывали призовые места в конкурсах, в 1968 году стали первыми среди юных изобретателей Татарской АССР.
«Леонтьев – это великий педагог! Он вел кружки юного моряка, моделирования моторных катеров, фотографии. На катамаране мы ходили в походы и просто ездили с ночевкой на остров. Он учил школьников фотографировать, а фотографии печатали в Доме пионеров. Николай Александрович был просто нашим другом. Мы очень все любили его», – пишет Марина Сахарнова.
Учитель продолжается в своих учениках: если воспитанники помнят о педагоге, значит, он был хорошим наставником. Николай Александрович умер в 1987 году, но оставил о себе в сердцах тетюшан самые добрые, самые светлые воспоминания.
фото из семейного альбома Леонтьевых
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев