Эльбрус Гафуров: «Еще долго снился мне Афган»
15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
(Тетюши, 15 февраля, "Тетюшские зори", Мадина Ибатуллина)
В декабре 1979 года в Афганистан вошел ограниченный контингент
советских войск. В числе воинов-интернационалистов были и тетюшане.
У каждого из них своя судьба, своя история...
Эльбрус Гафуров занимается самой мирной работой на земле – трудится завхозом в детском саду «Березка» города Тетюши.
Творческий, за все болеющий душой, добрый, внимательный, надежный – так характеризуют его коллеги. А родители детсадовцев признаются, что, когда видят улыбчивого Эльбруса Ибрагимовича, подчас забывают о том, что перед ними ветеран боевых действий. Просто им становится спокойно за своих малышей.
Эльбрус Гафуров родился в поселке Кызыл-Юл Камско-Устьинского района.
– Этого поселка уже нет на карте, чистое поле осталось, – с грустью говорит он о родной сторонушке.
Окончив восьмилетку в Теньках, уехал в Казань. Поступил в училище, чтобы получить специальность токаря. Заодно отучился на курсах водителей.
– Успел полгода поработать на заводе. Пришло время, получил повестку из Бауманского РВК. В то время мне казалось, что я ростом невелик, и боялся, что в армию не возьмут. Когда на медкомиссии измеряли рост, приподнялся на цыпочки, – с улыбкой вспоминает ветеран. – Помню, 1 апреля 1982 года переодели нас и эшелоном отправили в Таджикистан, в город Курган-Тюбе, что близ границы с Афганистаном. Нас было 150 человек из Татарии. По дороге познакомились со всеми. Знали, что едем на войну, хотя разговоры про это были под негласным запретом, но нам уже на медкомиссии дали понять, что по здоровью и комплекции мы подходим для службы в десантных войсках и нас могут отправить в Афганистан. После двух с половиной месяцев карантина мы на автобусах поехали к границе. Затем на грузовых вертолетах долетели до пересыльного пункта Кундуз. Там солдат распределили по частям. Нас, 15 человек, отобрали в 154-й отдельный отряд специального назначения ГРУ. Среди военных его называли «мусбат» – «мусульманский батальон» (войсковая часть 35651, позывной «Амур-35»), состоящий из татар, узбеков, таджиков, туркмен, были и армяне. Отряд принимал участие в непрерывных боевых действиях с вооруженными формированиями мятежников, проводил активные боевые действия в провинциях Джаузджан, Балх, Фарьяб и Саманган.
В первый же день дембеля сразу показали нам сгоревшие машины и предупредили, чтобы мы были осторожны. На войне всегда страшно, но об этом мы не думали. Мы выросли патриотами, такие понятия, как долг, обязанность, были не просто словами – они были и есть часть нас самих. Чуть ли не ежедневно участвовали в операциях. Были и выходные. Жили в палатках, зимой топили буржуйку. Песок, горы, сырость… Одним из самых «жарких» боев вспоминается уничтожение банд в Кули-Ишане осенью 1982-го. Душманы так обстреливали нас, голову не давали поднять. Но о смерти мы не думали и не чувствовали страха, лишь было желание успешно завершить операцию.
Через полтора года, в январе 1984-го, я был направлен в Чирчик, домой вернулся в июне 1984-го.
Еще долго снился мне Афган. Такое никогда не забудется. В сердце боль не заживает. Радует, что общаемся с однополчанами. Памятной стала наша встреча в 2019 году в Самаре. Собрались 70 человек, командир батальона приехал из Украины, начальник штаба, даже из Бурятии семеро друзей приехали на машине, преодолев почти 5 тысяч километров. Все, конечно, изменились, еле узнавали друг друга. Общались три дня и как будто в молодость вернулись.
Я заметил, что сейчас дети не играют в войнушки, не бегают с игрушечными пистолетиками и автоматами – это здорово. Пусть в их жизни никогда не звучат выстрелы и не будет слова «война».
фото предоставлено Эльбрусом Гафуровым
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев