Геннадий Митрофанов: «Воспитывать детей нужно на личном примере»
Для почетного работника общего образования России, заслуженного учителя Республики Татарстан Геннадия Митрофанова любовь к Родине – не просто слова.
(Тетюши, 11 марта, «Тетюшские зори»). Мы привыкли говорить о Геннадии Васильевиче как о директоре двух учебных заведений: городской школы № 2 и кадетской школы-интерната, но сегодня он предстанет перед нашими читателями немного с другой стороны и поделится мыслями и рассуждениями о патриотизме.
– Геннадий Васильевич, наверное, будет уместно начать рассказ с вашей биографии: о родителях, семье.
– Родился я в 1947 году в Тетюшах, в многодетной семье, нас было четыре брата и три сестры. Отец, Василий Андреевич, – ветеран Великой Отечественной войны. Его призвали в армию в июле 1941 года, направили на краткосрочные курсы по подготовке младшего офицерского состава, затем – на фронт, командиром минометного взвода. Прошел всю войну, был ранен семь раз, после госпиталей возвращался на фронт. После Победы война для него не закончилась, его часть перебросили на Дальний Восток, где пришлось воевать с японцами. Демобилизовался только в 1946 году. Старший мой брат, Михаил, будучи 17-летним парнем, был призван в армию в 1944 году, на Черноморский флот, в составе Дунайской военной флотилии принимал участие в боевых операциях против фашистов, после окончания войны продолжил службу в Севастополе, на Черноморском флоте. Второй брат, Саша, проходил службу на Тихоокеанском флоте в течение пяти лет. Третий брат, Виктор, профессиональный военный, 25 лет проходил службу в рядах Советской армии. Время неумолимо, из мужчин в нашей семье остался я один. Примером для меня всегда были отец и братья.
– Что в вашем понимании значит слово «патриотизм»?
– Когда мы были молодыми, это слово звучало нечасто, но мы все служили своей Отчизне и понимали, что это было необходимо. Так нас воспитывала и школа. Среди моих педагогов было немало фронтовиков и тех, кто работал в годы войны, поэтому многие вещи о патриотизме были для меня вполне понятны. В то время и пропаганда была совершенно иной, не было Интернета, телевидения, единственными источниками информации были радио, газеты и журналы, правда, их тоже было мало. Книг после войны на патриотическую тему выходило очень много. Честно говоря, мы запоем читали их: о пионерах, комсомольцах, героизме в годы войны. Поэтому в нас это осталось на всю жизнь, мы уже свое мировоззрение не меняем. Патриотизм – это прежде всего любовь к семье, к своей малой родине, к Отчизне. Он проявляется во многих вещах, в нравственном и моральном отношении, мы должны быть в этом плане примером для молодежи.
– Как вы считаете, современная молодежь отличается от молодежи советской эпохи?
– Конечно, и это вполне понятно. В то время было дружелюбие, коллективизм, взаимопомощь, существовали общественные организации, в школах были октябрята, пионеры, комсомольцы. Если кого-то из школьников не принимали в пионеры или в комсомольцы, это считалось большим несчастьем. К сожалению, сейчас молодежь подвержена влиянию Интернета и других средств массовой информации. Появилась жажда наживы. Раньше, если человек получал среднее специальное или высшее образование, ему была гарантирована работа, он получал направление, подъемные, ему было гарантировано со временем получение жилья. Все расходы брало на себя государство. Сегодня этого, к сожалению, нет.
– По-вашему, есть ли какое-то решение данной проблемы?
– Последние лет 10 ведется определенная работа по решению этой проблемы, и молодежь многое начинает понимать. Конечно, молодые люди еще ничего не знают, в жизни ничего не видели, поэтому они легко поддаются влиянию. Может, со временем их мировоззрение изменится. Нужно много изменить и в идеологической работе. У нас сегодня нет какой-то целевой идеологической работы ни с населением, ни с детьми, и это все сказывается на моральном, нравственном, патриотическом воспитании. Хотя надо сказать, что патриотическому воспитанию в целом уделяется немало внимания, создаются школы, патриотические клубы, открываются кадетские корпуса, Суворовские и Нахимовские училища. Но всего этого пока недостаточно.
– Какой совет вы можете дать родителям?
– Воспитывать детей нужно на личном примере. Надо рассказывать детям, что хорошо и что плохо, что надо воспринимать, а что нет. Воспитание начинается с грудного возраста, в основном же мировоззрение у детей закладывается до 9-го класса, в 10 – 11-х классах они уже, как правило, имеют свою точку зрения на какие-то проблемы. Обязательно должна быть связка: семья – школа. Без этого нельзя.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев