И пело село
Совсем недавно на берегу Улемы располагалось Барское Нечасово, переименованное в середине прошлого столетия в Красное.
(Тетюши, 8 августа, «Тетюшские зори», Елена КАЛАШНИКОВА, фото автора). Его жители разъехались по России и ближнему зарубежью, некоторые, как Анастасия Макарова, обосновались в Удельном Нечасове.
На встречу с ней мы и отправляемся в один из жарких летних дней, предварительно ознакомившись с исторической информацией, опубликованной в Интернете, из которой следует, что Барское Нечасово основано в XVIII веке, жители относились к категории государственных крестьян, занимались земледелием, разведением скота. В начале XX века в селе функционировали церковно-приходская школа, четыре ветряные мельницы, шерстобойня.
Асфальтированная дорога приводит нас к въезду в село. По описанию находим нужный дом, стучим в деревянные ворота, за долгое время посеревшие от дождей. На пороге появляется невысокая женщина с добрыми глазами и собранными в пучок седыми волосами. Удивительно, не спросив, кто мы такие и зачем приехали, она сразу приглашает войти.
Сейчас Анастасии Михайловне 82 года, но она отчетливо помнит, какой была Барщина (примечание автора: так называли село местные жители) в 1955 году. «Родилась я в Федоровке, вместе с мужем в Красное Нечасово переехали. В то время в нем около 45 домов было, восемь на одной стороне Улемы, а остальные на другой стояли. Говорили, что когда-то барин здесь жил, оттого и Барское. Дом его разрушили, а на том месте амбары поставили. На все село единый колодец был, за водой часто на ключ ходили. А из речки огороды поливали, белье в ней полоскали», –вспоминает она.
Вместе с супругом Николаем работала в колхозе «Заря». Он считался знатным механизатором. «Зерноток, ферма были и начальная школа. За продуктами в сельпо ходили. Свадьбы гуляли весело, сейчас таких не играют, – продолжает рассказ Анастасия Михайловна. – Хоть церкви и не было, но Троицу и Михайлов день всегда отмечали».
Рассказывает она о том, как пели всем селом, уточняя при этом, что «в ту пору все певуньями были». Называет и имена гармонистов, которые, правда, в Удельном Нечасове жили, не в Красном. Но села рядом располагались, поэтому жили люди одной дружной семьей.
По словам женщины, на месте Красного Нечасова осталось несколько полуразрушенных домов. Дабы удовлетворить любопытство, едем туда. Но, не зная дороги, попадаем на небольшую улочку вдоль берега Улемы (как потом выяснилось, это территория Удельного Нечасова, именуемая в народе Комаровкой). Услышав шум машины, навстречу нам выходит пасечник, тетюшанин Анатолий Туганов. Узнав о цели визита, сообщает: «Родом я из Удельного, а вот жена – с Барщины». Наталья Николаевна немного рассказывает о своем детстве, говорит, что ее мама, Клавдия Шишкина, одной из последних покинула Красное Нечасово, в 2003 году.
Наскоро прощаемся и спешим в Алекину Поляну, где нас ждут бывшие жители практически исчезнувшей деревни Красная Звезда, в надежде обязательно вернуться и побывать на месте старинного русского села Барское Нечасово.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев