Тетюшские зори

Тетюшский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Люди

И заиграла балалайка

Узнав о том, что Надежда Бозина из села Кадышево Тетюшского района виртуозно владеет балалайкой, мы практически сразу отправились в дорогу.

(Тетюши, 12 сентября, «Тетюшские зори», Елена КАЛАШНИКОВА, фото автора). Для корреспондента такие герои – настоящая находка: согласитесь, не так много среди нас людей, играющих на практически забытых музыкальных инструментах.

Надежду Арефьевну в селе знает каждый, поэтому дом, в котором она живет с семьей сына Александ­ра, находим без труда. На голове – белый платок с красными цветами, на шее – яркие бусы: все это выдает в женщине натуру творческую. В конце августа ей исполнилось девяносто лет, но молодое поколение вполне может позавидовать ее активности и оптимизму, и это при том, что юность нашей героини прошла в тяжелое военное время.
Родилась Надежда Бозина на кордоне, недалеко от деревни Мантово Большетарханского района, в семье лесника. Затем на свет появились два брата и сестренка. В начале вой­ны отец ушел на фронт, а спустя два года погиб рядом с населенным пунктом Гущено Могилевской области. Его портрет в буденовке до сих пор висит над кроватью женщины.

«В лес ходили, корни бересклета выкапывали, по 40 килограммов в день нужно было чистого сорта сдать, вроде резину из них делали, а в 1942-м снимали кору с липы, для санитарного лубка. Перчатки и носки для солдат вязали, кисеты шили», – вспоминает Надеж­да Арефьевна период Великой Отечественной вой­ны. На кордоне жили до 1947 года, по окончании четырех классов (учиться ходила в Кадышево) стала помогать матери на кухне, готовила вместе с ней еду для возчиков и пильщиков леса. Ночевали работники часто в доме многодетной семьи, спали на полу. «Случалось, ступить некуда было, вот как много их на ночлег оставалось», – говорит женщина. «Когда образовался Волгастрой, маму позвали в контору, в Кадышево. К тому времени бараки в Мантове сносить начали. Я устроилась кадровым работником, а осенью замуж вышла за соседа Михаила Ефремовича, он в бухгалтерии счетоводом трудился. Семеро детей у нас родилось. Сама на них одежду шила, хозяин машинку купил, и кружева плела, и вязала. Троих женить успели, сердечным он был (примечание автора: сердце часто болело) и умер от этого. Сейчас у меня 17 внуков, 22 правнука и 2 праправнука», – делится Надежда Арефьевна. «Расскажите, пожалуйста, как и когда на балалайке играть научились? Песни тоже поете?» – интересуюсь я. Инструмент, на котором алыми буквами выведено «Москва-80», тут же появляется в руках нашей героини. «У отца балалайка была, он играл, и я за ним, да и братья тоже. Песни теперь все больше русские пою, например, «Домик с окнами в сад», раньше и мордовские пела. На Троицу в медведей нарядимся и по улицам идем, я – всегда с балалайкой. На свадьбах играла, в других селах на сцене, и когда по приглашению Овчинниковых приезжали снимать передачу «Играй, гармонь!», выступала», – рассказывает Надежда Бозина и признается, что берет в руки балалайку, когда душа этого захочет, независимо от настроения.

И полились звуки старинного инструмента, перенося и Надежду Арефьевну, и нас, слушателей, в детство, каждого в свое, навевая слова из знакомой песни: «Домик с окнами в сад, там, где ждет меня мама, где качала мою по ночам колыбель...». 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев