Иван Авдонин защищал Тихвин и Синявино
Участник Великой Отечественной войны Иван Авдонин в воскресенье отметит вековой юбилей.
Жизненный путь ветерана является примером для живущих ныне и будущих поколений.
— Родился я 31 марта 1924 года в Красном Нечасове, — рассказывает Иван Николаевич. — До шести лет жили там, потом переехали в Тетюши. Время было тяжелое, еды не хватало, удивляюсь, как родители умудрились нас пятерых вырастить. Когда началась советско-финская война, многие бросили учебу. Некоторых из нашего класса отправили в казанское ремесленное училище, я остался. Подрабатывал, где только была возможность, чтобы помочь семье. Помню, вместе с другими ребятами перелопачивал зерно на предприятии «Заготзерно».
Поворотным моментом в своей судьбе горожанин считает поход в милицию за важным документом — паспортом, когда юноше исполнилось 16 лет.
— Проходя обратно мимо электростанции, увидел в открытых дверях двигатели, и захотелось мне устроиться на работу, — говорит он. — И что вы думаете, пошел, и взяли меня масленщиком. Должность не ахти, конечно, но я присматривался к опытным коллегам, спрашивал, если что по работе надо было, специальную литературу читал, и через три месяца меня перевели в машинисты.
И вроде жизнь у парня стала налаживаться, доволен он был и коллективом трудовым, и оплатой, но тут грянула война.
— Мы с другом с вечера поехали рыбачить на озеро. И до того тихий день был, солнечный. Комары пролетали, и то слышно было. Радиоузел в Тетюшах был на улице Свердлова. Мы рыбачим и слышим, что-то радио не эдак говорит, громко. И поняли — война! Мы тут же собрались, все снасти покидали в лодку и поехали домой, — вспоминает ветеран. — Отца мобилизовали 10 января 1942 года, и при наступлении 22 февраля в первом же бою на Калининском фронте он погиб. Прислали: «Без вести пропавший». С началом войны у нас на электростанции осталось всего четверо мужчин. Вскоре ее закрыли, и в июле 1942 года меня призвали в ряды Красной армии, направили в Москву для прохождения обучения на радиста. В ноябре 1942 года отбыл на фронт, под Ленинград.
В составе 191-го отдельного зенитного бронепоезда ПВО был радистом и артиллеристом, вместе с товарищами охранял железную дорогу в Ленинградской области, защищал Тихвин, Пикалево, Синявино и другие железнодорожные станции. Ленинград находился в ту пору в блокаде, шли ожесточенные бои. Нас то и дело атаковали немецкие самолеты, а зенитные установки вели по ним прицельный огонь. Саперы расчищали железную дорогу, ремонтировали ее, а мы прикрывали их с воздуха. Чем ближе к Тихвину и Ладоге — тем ожесточеннее обстановка. Советские войска наступали, и наш бронепоезд вносил свою посильную лепту в этот процесс. Бронепоезд превратился в некий «летучий голландец», защищавший Дорогу жизни, пробивавший путь через самые невероятные завалы, перевозивший раненых, детей и стариков из осажденного города на Неве. Как-то на ленинградский берег завезли много продуктов, а до центра города их не на чем было доставить. Поступил приказ вывозить жителей в Тихвин. Сделали пристань, людей довозили до берега, но от слабости многие такой дороги не выдерживали.
Защитник Родины освобождал Финляндию, воевал на Карельском перешейке. В боях он был дважды ранен. Весть о Победе застала Ивана Авдонина в Латвии.
— Дружно кричали: «Ура!», давали салют, — с радостью в голосе произносит ветеран.
Демобилизовался фронтовик 15 мая 1946 года. Некоторое время он жил в Латвии, затем вернулся в Тетюши. Здесь создал семью, в которой родились трое детей. Большая часть его трудовой деятельности связана с энергетической отраслью района, откуда и ушел на заслуженный отдых.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», медалью «За оборону Ленинграда» и другими наградами.
фото предоставлено Виктором Демагиным
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев