Женский чувашский головной убор хушпу в семье передавался из поколения в поколение
Библиотекарь Иоковской поселенческой библиотеки Лилия Арисова рассказала нам о своей односельчанке Раисе Храмовой.
(Тетюши, 11 декабря, «Тетюшские зори»). Жизнь в сельской местности сильно отличается от городской, с утра до позднего вечера заботы. Особенно много хлопот у женщин: семья, дети, личное подсобное хозяйство. Сельская женщина скромна и очень трудолюбива, при этом она не ищет признания, не ждет высоких наград.
Одна из таких тружениц – Раиса Храмова. Родилась она в селе Иоково, вышла замуж за местного парня Василия Храмова. В браке вырастили и воспитали троих замечательных детей. В настоящее время каждый из них живет своей семьей, они подарили бабушке пятерых внуков.
Всю свою жизнь Раиса Алексеевна посвятила животноводству, вышла на заслуженный отдых.
Но на пенсии трудолюбивая женщина не сидит без дела. Есть у нее увлечение для души – рукоделие: сельчанка шьет, вяжет, вышивает. Раиса Алексеевна не перестает удивлять земляков своим мастерством и талантом. Она создает красивые национальные чувашские головные уборы: хушпу, тухью, масмак. Ее волшебные руки творят чудесные вещи. Односельчане и жители других чувашских населенных пунктов района обращаются к рукодельнице с просьбой смастерить головной убор, сшить национальное платье или отреставрировать старинный головной убор хушпу, который достался им по наследству.
– Женский чувашский головной убор хушпу в семье передавался из поколения в поколение. Часто в большой семье он мог быть единственным, потому очень ценился. Его надевали на девушку во время бракосочетания. Хушпу был праздничным головным убором чувашской женщины. Будущие невесты начинали его вышивать с самого детства. В узор «вкладывались» самые заветные желания девушки. Раньше на хушпу пришивались серебряные монеты, – объясняет Раиса Алексеевна. – Говоря о монетах, которые украшали головной убор женщин, следует отметить, что на сумму этих монет можно было купить воз дров и даже лошадей.
Настоящая сельская труженица, душа которой открыта людям, а сердце отзывчиво на чужую боль, всегда рада людям, в ее доме царят уют и особая атмосфера гостеприимства.
на снимке: Раиса Храмова демонстрирует свои работы./фото: Лилия Арисова
Справочно:
По чувашскому головному убору можно было определить, замужем девушка или нет: до свадьбы – тухья, после – хушпу. Повседневная облегченная, но все так же нарядная ленточка для головы называлась масмак.
Тухья изготавливалась из 1 − 2 слоев холста, украшалась бисерной вышивкой и серебряными монетами.
Монеты, пришиваемые к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев – свободно, и между ними оставлялись промежутки, чтобы во время танцев или хоровода они издавали мелодичные звуки.
Хушпу носили замужние женщины. Это головной убор, на котором есть накосники, поскольку замужней женщине не полагалось показывать свои волосы посторонним, только мужу. Хушпу состоял из шапочки, закрывающей голову, и длинного прямоугольного хвоста, опускающегося вниз по спине женщины. Основа шапочки состояла из кожи, войлока или сшитых в несколько слоев кусков домотканого холста. Сверху она покрывалась плотными рядами серебряных монет, мелким серебром или имитациями монет.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев