Тетюшские зори

Тетюшский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Люди

Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Михаилу Волкову шел 11-й год

Старожил села Богдашкино Михаил Волков хорошо помнит детство, которое пришлось на огненные годы Великой Отечественной войны.

(Тетюши, 24 июня, «Тетюшские зори»). Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Михаилу Порфирьевичу шел 11-й год. 

– Мужчины стали уходить на фронт. Сегодня, к примеру, несколько мужчин ­уйдут, завтра снова проводы, слезы, крики. Отца тоже забрали в 1941 году. В семье нас три брата и сестра остались, я – старший.  И тогда я своим детским умом понял, что такое война. Я постоянно помогал маме во всем. Особенно трудно было зимой с дровами, а морозы в сорок первом были сильными. Мы на салазках спускались с матерью на берег Волги, оттуда привозили валежник, сухостой, некрупный, брали по мере своих сил. Грузили его на салазки, тащили домой, а там уж пилили, как надо. Печку вдоволь не топили, экономили дрова. И когда в школу придешь, а детей тогда много было, там тоже холодно.  Приво­зили дрова, топили голландки, но тоже понемногу, все в одежде сидели. Иной раз учитель не приходил, то заболеет, то на войну провожают кого-то.

Еды тоже было недостаточно, голодно, нас ведь пятеро было. Надежда была на огород и на корову, звали ее Манька. Летом ее пасли в поле, так и кормилась.  Зимой – сушеной травой, которую летом специально готовили, еще из колхоза солому выдавали, ее тоже на салазках сами домой привозили. Картошки не хватало, на семена оставляли, конечно, но ее трогать нельзя было, берегли. Летом ходили на луга, дикий лук собирали. В основном мать ходила, иногда меня с собой брала. Мешок за спину – и в путь. Дома нарезали лук, варили и этот суп маленько молоком забеливали, чуть-чуть картошки добавляли, вот и еда. Зимой лука не было, вместо него клали красную свек­лу. Кур держали, но мало, зерна не было, за работу в колхозе буквально граммы давали. Хлеба в войну не пекли. Даже после вой­ны, когда только начали в 1947 году выдавать зерно более-менее, пропускали его через  ручные круподерки два-три раза, в виде муки масса получалась, картошку на терке терли, вместе с картошкой замешивали, более-менее на хлеб похожее что-то и было.

Мама и другие женщины ходили еще на ту сторону речки, там урюмское поле было, копали противотанковые рвы, они очень широкие и глубокие были. Все уставали очень, голодно, холодно, одежонка плохонькая. Все как могли помогали нашим воинам, женщины вязали носки, варежки, шили ­рукавицы.

Мы, дети, в поле работали. Как хлеб созревает, жали вручную, вязали снопы, их собирали и на лошадях, на быках на гумно перевозили, а там уже ­молотили. 

Отец, Порфирий Сергеевич, воевал на Ленинградском фронте, вернулся в 1943 году. Он был тяжело ранен и контужен, левое плечо было все разбито. 

Мирная жизнь радовала
День Победы хорошо помню. В этот день я на быке поле боронил, сеяли тогда старики вручную, в основном рожь да пшеницу. Мимо поля как раз дорога проходит. Едет верховой на лошади, он у меня до сих пор перед глазами стоит, и кричит: «Ребята, ребята, айдате в село, война кончилась!», скачет конь по дороге, и дальше несется радостная весть.  Потом смотрим, те, кто дальше боронил, уже в село направляются, мы тоже быков домой погнали.

Приехали, на площади весь народ собрался: у кого родные погибли – плачут, у кого выжили – радуются, а так-то Победе, конечно, все рады были, словом не сказать. К вечеру все собрались на митинг, речи говорили, теперь война закончилась, мир, рассуждали – вот мужики с фронта вернутся, мечтали, планы строили, – вспоминает ­Михаил Порфирьевич. 

Жизнь сельчанина, по его словам, сложилась неплохо. После семи классов школы стал работать в колхозе. Когда поступили тракторы, получил образование в СПТУ, стал механизатором.

В армии год учился на механика-водителя танка, а потом еще два года служил по специальности в Молдавии. 
– Домой вернулся, снова на трактор сел, – рассказывает он. – Предложили стать управляющим села, работал пять лет, я ведь уже членом партии был, сельхозтехникум окончил. Потом уже стал освобожденным секретарем парткома колхоза «Дружба», председателем в то время Павел Федорович Захватов был. Колхоз был крупный, из трех сел состоял – Богдашкино, Урюм, Пролей-Каша, коммунистов насчитывалось 115 человек. Около 10 лет довелось во взаимопонимании трудиться с председателем колхоза Николаем Кузиным. Большую работу вели – собрания, заседания, часто бывали в тракторном парке, на поле, ферме. Наш колхоз всегда был в передовиках по производственным показателям, народ дружно работал, все ­старались. 

И сам сельчанин за свой труд имеет множество заслуженных наград.

В семейной жизни Михаил Порфирьевич обрел свое счастье с односельчанкой Ниной, которой, к сожалению, уже нет с ним, нет уже и дочери, остались два сына, шесть внуков. Заботятся о пожилом человеке дети, приезжают навестить, племянники, приходит соцработник, не забывают и богдашкинцы. 

–  Я всегда был с людьми, в гуще событий, и в настоящее время не чувствую себя одиноким, а это самое главное, – с улыбкой произнес в конце беседы Михаил Волков.  

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев