А Чайный плес начинался с Соколенка
Завершился цикл публикаций «От «Джамбула» до «Грузии»: когда малая Волга стала большой» по рукописям начальника пристани Григория Макарова.
(Тетюши, 11 февраля, "Тетюшские зори").
Цикл публикаций тетюшанин Юрий Романчев, в прошлом – капитан катера «Горизонт», прочел от начала до конца. В редакцию нашей газеты он пришел с черно-белыми фотографиями пристани и атласом 1976 года. По Волге на судах он ходил без малого 48 лет. Поэтому и багаж воспоминаний имеет солидный.
Развернув том Атласа единой глубоководной системы европейской части РСФСР, он начал рассказ:
– На карте, которую вы опубликовали в первой части воспоминаний Макарова, есть остров Мельница. При высоком уровне воды он затапливается, а при низком обнажается. В советское время на нем много собирали железа, и из Болгара люди, и из Тетюш. Называется остров так, потому что мельница была там еще при старой Волге. Баржи туда заходили. Думаю, раз Мельница, значит, муку делали. Есть у меня и замечание: Чайный плес, о котором написано в статье, начинался не от Лобача, а от мыса Соколенок. Ветра раньше дули западные, а за горами была тишина. Капитаны как заходили на этот плес, шли пить чай. Оставляли рулевого.
Много маленьких островов на карте, многие без названия. А вот и Балымерский, Вертолетный, Шишка, Лосиные острова, Комаровка, на месте которой когда-то была деревня, еще при старой Волге. В Балымерах добывали гравий, в мелких местах прямо лопатами, возили на тачках и грузили на баржи. Но это еще в начале прошлого века было. Знает Юрий Александрович об этом из рассказов отца.
Есть еще цифры на карте, которые обозначают глубину. Самое глубокое место, 37 метров, повыше «хлебного» причала. На пристани, там, где проходит судовой ход, глубина поменьше, 20 – 25 метров. Эти места и замерзают позже.
Работники Тетюшской озерной станции и гости на борту экспедиционного судна «Горизонт». 1993 год./ФОТО ИЗ АРХИВА ЮРИЯ РОМАНЧЕВА
– Без карты в рейс не пускали. Изменения присылала судовая инспекция. Отмечал все изменения, – объясняет наличие пометок на карте Юрий Александрович. – Белым и синим обозначены мелкие и глубокие места. Мать рассказывала, во время войны буксир тащил баржу с солью из Астрахани. Не успели до места назначения, стала замерзать Волга. Буксир поставил ее в протоке Чертык, за Кабаньим островом. Со всех окружных деревень ходили, меняли яйца, мясо на спичечный коробок соли. Мама ходила из Зеленовки, были люди и из Красной Поляны. Жил шкипер с женой и ребятишками всю зиму на барже.
Вот пометка на карте: «Якорей не бросать».
– Военные прокладывали кабель в начале 80-х.
Шел он через Балымеры, по дну Волги на тетюшский берег. Потом забросили это дело. Можно было повредить кабель, поэтому отметил: «Якорей не бросать», – поясняет Юрий Александрович.
По берегам Волги и на островах были рыбацкие станы. В Пролей-Каше, Урюме, Кашке. Принадлежали они рыбозаводу. Вспоминает Юрий Александрович смотрителя Данилу, который жил в Долиновке, в своем доме на берегу Волги. Во время шторма суда вставали рядом с этой исчезнувшей деревней.
– Есть место на Волге ниже Тетюш под названием 41 (где стоял ходовой знак под № 41), что означает порядковый номер от Куйбышевской ГЭС. В народе все рыбаки его знают, – делится Юрий Александрович.
С интересом рассматриваем фотографии старой пристани, коллектива Озерной станции, где когда-то работал Юрий Александрович. Много у него воспоминаний о времени, которое кануло в лету. Может, и вам есть чем поделиться с нашими читателями?
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев