Анатолий Адайкин: Уборочная страда нашего детства
Сотрудникам редакции приятно, когда приходят письма от наших читателей, эта связь очень важна для нас. На этот раз своими воспоминаниями из детства поделился тетюшанин Анатолий Адайкин:
(Тетюши, 9 сентября, "Тетюшские зори", Мария Храмова, фото из архива газеты "Авангард").
– Август 1967 года выдался знойным, вовсю убирают хлеба. По полю друг за другом двигаются комбайны. К ним подъезжают автомобили, грузят зерно. Солнце высоко. Нам, мальчишкам, весело от такого оживления. Но знаем, что тут не до веселья. Идет уборка урожая. Ее еще называют страдой. Видимо, это от слова «страдать». Работы много, все выращенное нужно поскорее убрать, пока сухо. Это понимает каждый, и потому все торопятся. Поднимаются чуть свет, а с полей уходят затемно. Мы – я и мои двоюродные братья Генка и Толик – идем в сторону приближающегося комбайна, который оглушает нас своим грохотом. За ним летит пыль. Машем руками, нам тоже машут в ответ. Техника останавливается, с нее спускаются двое. Это мой дядя – Илья Семенович Адайкин и его второй сын, Коля, еще школьник, 14 лет.
– Что вы нам принесли? – с улыбкой спрашивает дядя Илья.
– Что мамка положила, то и принесли, – отвечает Генка отцу.
В это время подъезжает второй комбайн. На нем работает Иван Васильевич Курмышкин, а помощником – старший сын дяди Ильи – пятнадцатилетний Володя. Лица у обоих запыленные, только зубы блестят. Мужчины быстро умываются водой из канистры, развязывают котомки, в которых домашний хлеб, яйца, молоко в бутылке, сахар, помидоры, огурцы. Рядом ставим бидон с супом. Усевшись, дружно принимаются за обед. Голодному все вкусно. Разговаривать особо некогда, нужно спешить. Лишь изредка перебрасываются словами. Показатели в работе высокие, потому и настроение хорошее. Идет соревнование, какой экипаж больше намолотит зерна. Мы не отвлекаем взрослых, а бежим к комбайну, быстро лезем наверх. Младший, Толик, довольный, садится на место отца, начинает крутить туда-сюда руль. Комбайн как небольшой корабль, с высоты хорошо видно свою деревню Большое Бисярино и даже соседнее село Льяшево.
Илья Семенович – мужчина в расцвете сил, ему сорок один год. Он радуется, глядя на своих сыновей-подростков. Хорошие помощники растут. Еще несколько лет, и в армию пойдут, Родину защищать. Сам дядя Илья – участник Великой Отечественной войны, призывался в 1944 году в неполные 18 лет. Механик-водитель танка успел повоевать в Маньчжурии против японцев и таким образом внес свой вклад в Победу нашей страны. А после войны служил на Дальнем Востоке. Вернулся домой в 1950 году, через шесть с половиной лет. Радостная тогда была встреча, пришли родственники, односельчане.
– Мама, а где же мой младший брат Вася? – спросил он.
– Так вот же он, перед тобой сидит, вместе с сестрами, – был ее ответ.
– Не может быть! На пять лет младше, а вон как вымахал, выше и шире меня.
Не узнал тогда дядя Илья своего брата, моего будущего отца.
Дотемна кипит работа в поле. Нужно не только свой урожай убрать, но и соседнему колхозу помочь. По ночной улице, громыхая, идет комбайн, в свете его фар клубится густая пыль. Ух до чего же он сильно шумит. Даже после того, как заглушит мотор, еще долго стоит звон в ушах. Наконец-то дома. Мужчины помылись, попили молока и в полночь – спать. Нужно отдохнуть и людям, и технике. Утром, в четыре часа, подъем, и опять в поле. И так каждый день, пока весь урожай не будет убран.
Но нам, мальчишкам, пока нет дела до забот взрослых. В наши обязанности входит только вечерний полив огорода и другие мелкие поручения. В школу в сентябре, и у нас еще есть время, чтобы наслаждаться летом, его зноем, купанием в реке, прогулками по лугам, играми и всей той беззаботностью, которая, видимо, бывает только в раннем детстве.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Комментарии
0
0
???
0
0