Ильинское - населенный пункт с богатым прошлым, принадлежавший некогда Тетюшскому Покровскому монастырю.
Утопающая в зелени, уютная и тихая - такой нас встречает эта деревня. Единственное, что портит впечатление, - дороги. По раскиданным на большой территории домам легко угадать некогда многолюдное село, и историческая справка говорит об этом: «Число жителей: в 1859 году - 392, в 1897 году - 617, в 1908 году - 734». Сейчас же все население - это семнадцать человек, самому молодому из которых - сорок четыре года, самому пожилому - восемьдесят девять лет.
В сопровождении главы Монастырского сельского поселения Геннадия Костягина отправляюсь к Марии Мишуниной. По дороге не перестаю восхищаться красотой Ильинского: здесь даже в заброшенных домах есть какая-то чарующая тайна.
Минуем печально известный мостик, связывающий одну часть населенного пункта с другой. Для несведущих поясню: три года назад ООО «Энергия-БУА» занималось возведением переправы через овраг, но она прослужила совсем немного. «Подрядчик обещал исправить ситуацию до 15 июня, но пока никаких результатов», - сетует Геннадий Иванович.
Улица Калинина. Синий палисадник, у дома - стол, тут же, на лавочке, сидит мужчина с подогом. Знакомимся. Это 89-летний Николай Давыдов, один из старожилов села. Навстречу выходит его дочь Мария.
Зачастую в населенном пункте названия территорий понятны лишь коренным жителям, так и в Ильинском. «Миллионовский овраг, Новое Ширяево, Лягушовка, Три озера», - перечисляет Николай Александрович.
«С 50-го здесь живу, как женился. В колхозе трактористом и разнорабочим трудился. Помню, ходили в клуб кино смотреть. Пожарная часть у нас своя была, а какой богатый колхоз был! Тут до войны деревянная церковь стояла, правда, в ней зерно в то время уже хранили, и школа до 1980 года, - показывает он в сторону густых зарослей деревьев. - Там и сейчас кое-что от них осталось». С улыбкой останавливает мой порыв тут же отправиться на поиски руин: «Вы там не пролезете».
Мария Николаевна восемь лет назад вернулась в Ильинское. «Долгое время в Казани работала, но папе помощь нужна, немолодой уже. Раньше в другом доме жили, в начале деревни, там из соседей почти никого не осталось, перебрались поближе к центру. Бывает, лисы по улицам бродят, а зимой куницы в окна заглядывают. Из плюсов - свежий воздух, ягоды, грибы, которые можно косой косить. Ни дороги нет, ни освещения, даже автолавка уже несколько лет не приезжает, хлеб замораживаем, чтобы надолго хватило. Мучаемся, ходим пешком в магазин в Монастырское, раньше хоть в Красную Поляну мост был, до города могли без проблем добраться, сейчас и от этой дороги мы отрезаны. Геннадий Иванович старается, конечно, приезжает, помогает, чем может, но не все ему под силу», - делится она.
Естественно, о возрождении Ильинского остается только мечтать, ведь детские голоса здесь можно услышать только летом, когда к немногочисленным старикам внуки и правнуки приезжают.
Сгущаются тучи. Боясь распутицы, спешим покинуть деревню. Мелькают за окном дома с потемневшими от дождей наличниками, остается позади старый колодец вдоль дороги. Жаль, что нельзя изменить ход времени, а так хочется хоть одним глазком заглянуть в прошлое, увидеть Ильинское таким, каким оно было лет сто назад.
Комментарии
0
0
Давыдовы были соседями нашей бабушки,Петрухиной Марии Николаевны.Машу я тоже знала.Читаю и такое все родное.
0
0