Некоторые жители Тетюшского района деревню Кашка сравнивают со Швейцарией
У местных жителей узнаем о старожилах Кашки. Выясняем, что лучше всех об истории деревни смогут рассказать Валентина Белова и ее однофамилица, Капитолина.
(Тетюши, 11 июля, «Тетюшские зори», Елена КАЛАШНИКОВА, фото автора). Конец июня. Солнце стоит высоко в небе, по глади которого плывут кудрявые облака. С асфальтированной дороги поворачиваем на проселочную. Вдоль ее обочин белыми каплями рассыпаны крупные ромашки.
Въезжаем в деревню: слева вплотную к населенному пункту подступает лес, справа, на горизонте, – пригорок, на котором тоже обилие зеленой растительности.
У местных жителей узнаем о старожилах Кашки. Выясняем, что лучше всех об истории деревни смогут рассказать Валентина Белова и ее однофамилица, Капитолина. По ориентиру — большому, одиноко стоящему дубу – находим дом первой женщины. Ее нисколько не смущает, что мы приехали без предупреждения, но все же спрашивает о том, кто такие и откуда. В нескольких шагах от Валентины Петровны живет Капитолина Макаровна. Для того чтобы повествование о населенном пункте было более полным, отправляемся к ней.
Застаем пожилую женщину за вязанием, усаживаемся рядом. Обеим нашим собеседницам около восьмидесяти, обе вдовствуют, обе работали в колхозе «Красный партизан». Похожие судьбы…
«Родилась я в поселке Первомайск, который на берегу Волги находился. Река в то время не такой широкой была, мы ее даже переплывали. Поселок небольшой, всего 28 дворов, но и пристань маленькая имелась, к ней буксиры и самоходки причаливали. Мордва и русские вместе жили, пчеловодством занимались, поля колхозные обрабатывали. А как перед затоплением нас переселять начали, кто куда уехал: в Ташкент, Комсомольск-на-Амуре, Башкирию. Наша семья – в Кашку, мне тогда 17 лет было. Помню, срубы на тракторах перевозили. Вот здесь, на сече (примечание автора: место, где вырублен лес), селились. Оттого и улица наша Сеченской называется», – рассказывает Валентина Белова.
Капитолина Макаровна родилась далеко от Тетюшского района, в Пермском крае. Муж ее сначала в Богдашкино привез, затем в Кашку. «Помнишь, Капа, – обращается к ней подруга, – как раньше праздники отмечали? Те, кто в нашей части жили, сеченские, – Рождество, а кашкинские – старый Новый год. После общего собрания в 1964 году решено было один праздник оставить – Новый год. А еще, как уборочная заканчивалась, Октябрьскую (примечание автора: дата празднования Октябрьской революции) отмечали».
По словам женщин, название деревни происходит от растения с белыми соцветиями – кашки, которая и по сей день растет здесь в изобилии. Большим населенный пункт никогда не значился, на памяти старожилов – дворов 90, а вот молодежи раньше много было. «Красиво у нас здесь, в конце 80-х даже санаторий строить хотели, но что-то не получилось», – делятся подруги, и тут же, будто и нет нас рядом, перебирают в памяти имена знакомых им жителей Кашки, истории, связанные с этими людьми, пускаются в рассуждения о политике.
Из окон дома открывается прекрасный вид на поляну, за которой – лес. Такое непосредственное соседство с природой приводило к сельчанам в гости диких обитателей. Рассказывают Валентина Петровна и Капитолина Макаровна поистине невероятные случаи о том, как к воротам лоси и кабаны подходили, а в курятники лисы пробирались. Но констатируют тот факт, что сейчас такого почти не бывает.
Незаметно пролетело время. Перед прощанием Капитолина Макаровна с гордостью демонстрирует свое хозяйство, с которым пока справляется по большей части самостоятельно. «Я и траву сама для козы кошу», – говорит она.
Выезжаем. Дорога по Сеченской, словно трамплин, поднимается на высокий пригорок, с которого открывается живописный вид на бескрайние поля и дубравы. Здесь и дышится легче, и воздух особенный, совсем как в Швейцарии...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев