О «екатерининской» дороге и «пролетарском» стане
Удивительно, но порой даже один день бывает наполнен чередой событий, которые вполне себе могут стать темой для написания газетного материала.
(Тетюши, 6 августа, "Тетюшские зори").
Часто жители населенных пунктов дают свои названия местам, объектам, улицам: примерно так в Тетюшах появились «екатерининская» дорога и «пролетарский» стан.
Многие ли из вас знают о том, что через наш город проходила дорога, по которой следовала Екатерина Великая? Можно относиться к этому как к красивой легенде, но между тем свидетельства того, что дорога была, можно отыскать в некоторых уголках нашего района. Несколько лет назад я видела ее рядом с селом Ямбухтино и вот совсем недавно часть такой же дороги обнаружила недалеко от тропинки, ведущей на «пролетарский» стан. Она представляет собой выложенную белым камнем, немного стертую временем и дождями поверхность.
Минуя ее, в один из июльских дней вместе с подругами отправляюсь на берег Волги, дабы насладиться плеском волн, запахом костра и солнечным теплом. Путь наш пролегает через тенистые заросли американского клена. Местами на склонах чьи-то заботливые руки сделали ступеньки для случайных путников и рыбаков. И вот он, «пролетарский» стан. Нет, местным населением назван он так не потому, что принадлежит рабочему классу, а по причине того, что спуск на берег Волги, на котором он расположен, начинается с улицы Пролетарской.
Несколько лодок, уткнувшись носами в глинистый берег, дремлют в ожидании своих хозяев, мы же, отойдя в сторонку, уютно располагаемся на теплой гальке.
Время пролетает незаметно, сгущаются сумерки. Вдруг мы обращаем внимание на свет в деревянной сторожке на пригорке. По натоптанной тропинке, ведомые любопытством, мы отправляемся на «маяк».
Встречает нас охранник Юрий Чалышев, из разговора выясняется, он – в прошлом военный и педагог, а еще десять лет работал завхозом в одной из тетюшских школ. Лодки же на рыбацком стане сторожит второй год.
– В советское время эта база и рыбацкий стан принадлежали рыбозаводу. Они были построены примерно в начале 70-х годов. По словам некоторых рыбаков, когда-то на этом стане было 140 лодок. В настоящее время их всего 26. Причина – в урбанизации. Гораздо проще с резиновой лодкой: сложил ее, в машину погрузил, приехал на берег, надул, – рассуждает Юрий Геннадьевич.
Задача охранников, которых, к слову, четыре человека, – обеспечивать сохранность лодок днем и ночью.
– У нас есть специальный журнал. Вот сегодня, например, было три человека. В субботу и воскресенье бывает больше, – продолжает рассказ Юрий Геннадьевич и гостеприимно предлагает нам, непрошеным гостям, чай или кофе с конфетами.
Проходим в сторожку. Ее внутреннее убранство напоминает обжитой сельский дом: бревенчатые стены, печь, небольшой стол, две кровати, телевизор, полки с книгами, которые нет-нет да и берут в руки сторожа, и даже местная кошка Маруська, по-хозяйски влетевшая в комнату, создает атмосферу сельского быта.
Мой вопрос: «В чем прелесть вашей работы?» – заставляет Юрия Геннадьевича на секунду задуматься и наталкивает на философские рассуждения:
– Когда человек работает, он чаще всего проклинает это время, ждет не дождется, когда же придет день под названием «пенсия». Праздник наступает, и выясняется следующее: всю жизнь ты кому-то был нужен, что-то делал, а сейчас этого нет. Здесь, на стане, у меня появляется возможность быть нужным, полезным, хотя и возраст уже не тот, и силы не те. К примеру, сегодня на работу шел из дома с четырьмя остановками. Вообще, на дорогу трачу в среднем 50 минут. Встаю за несколько часов до начала смены, начинаю собирать тормозок. Знаете, что такое шахтерский тормозок? Перекус, значит. Супруга обязательно контролирует, все ли я взял. Одно дело – сидеть дома в четырех стенах, а тут – другое. И вопрос не в деньгах, а в полезности.
Владельцы лодок, приходя на стан, обязательно должны отметиться. По словам моего собеседника, несколько лет назад они хотели перейти на самообслуживание, дежурили по очереди, но все же сделали выбор в пользу сторожей.
Родился Юрий Геннадьевич в Москве, но, будучи ребенком, переехал вместе с мамой на ее родину, в Тетюши. В 1972 году окончил школу.
– Моим классным руководителем была Валентина Алексеевна Белозерова, сейчас ее все знают как Трофимову. Благодаря ей я избрал стезю военного, – отмечает он.
Заслышав шум у берега, Юрий Геннадьевич заботливо зажигает свет со словами: «Саша прибыл».
Мы же покидаем сторожку и с ужасом понимаем, что за время нашей беседы наступила настоящая ночь и найти тропу, по которой мы спустились на берег, будет проблематично.
Тут нам на выручку приходят рыбаки Виктор и Александр и ведут нас по крутому, незнакомому склону в город. Уже через несколько минут мы оказываемся на улице Вахитова, освещаемой яркими фонарями. Благодарим наших провожатых и отправляемся по домам.
Вот таким получилось наше небольшое путешествие, в котором было все: и «екатерининская» дорога, и шум волн, и рыбацкий стан, и крутые тропы, и даже кошка Маруська…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев