Из Тоншермы ушли на войну 200 человек. Вернулись с победой 92, в том числе - Петр Матвеевич Фомин.
Старший сын простых крестьян Фоминых - Петр -родился 6 июня 1925 года. Было обычное, как говорят, босоногое детство, со своими незатейливыми играми, забавами, деревенским нелегким трудом. Окончил Тоншерминскую четырехлетку, работал в колхозе «Искра Ильича».
Страшная весть о начале войны запомнилась женским плачем и строгим молчанием мужчин, вмиг опустевшими и затихшими улицами. Один за другим ушли защищать Родину односельчане. Петр просился добровольцем на фронт, но в военкомате 16-летнему пареньку отказали: мол, исполнится 18, тогда и придешь, а может, к тому времени и войне-то конец уже будет. В январе 1943-го, хотя до совершеннолетия оставалось еще 5 месяцев, его призвали в армию. Вместе с ним ушли на фронт друзья: Михаил Османов и Николай Фуражкин. На память осталась пожелтевшая фотография, с которой, серьезно поджавши губы, смотрят в объектив безусые парни - совсем еще дети.
Курс молодого бойца Петр проходил в городе Бикин на Дальнем Востоке. После учебки его направили в 117 стрелковый полк, где с 25 августа 1943 года по 30 декабря 1944 года он служил телефонистом Второго Белорусского фронта. Не любит говорить о войне ветеран, но бои под Витебском часто ему снятся в кошмарных снах. Там он получил тяжелое ранение в правую руку. «Был страшный бой, когда пришел в себя, увидел, что кругом лежат убитые солдаты, - вспоминает Петр Матвеевич. - Когда я убедился, что никого в живых не осталось, пошел искать свою часть. Нашел. Меня встретил командир полка». Ему Петр Матвеевич рассказал, что рота попала в засаду и была уничтожена перекрестным огнем. А еще ему запомнилось следующее. Перед отправкой в тыл всем раненым бойцам раздавали еду. «А мой-то котелок напоминал дуршлаг - он был весь изрешечен пулями. Все засмеялись, потому что некуда было налить суп. Один из солдат попросил котелок в обмен на фуфайку. Была такая фронтовая примета, если на тебе одежда выжившего бойца, то пуля тебя обойдет стороной».
После операции, которую сделали в Москве, Петра отправили в Сибирь, в город Нижнеудинск, в госпиталь - для реабилитации. Но рука так и не восстановилась, Фомина комиссовали, и в апреле 1945 года, как раз на Пасху, он вернулся в родную деревню.
Через два года женился на односельчанке Ольге. В счастливой семье родились дети: Николай, Валентин, Нина, Алексей, Любовь, Надежда, Ирина. Бывший фронтовик в колхозе руководил бригадой, слыл трудолюбивым и ответственным, затем работал продавцом.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией» и всеми юбилейными медалями.
«Петр Матвеевич - брат моего дедушки. Мне было очень интересно слушать его рассказы. Я поняла, что историю можно лучше понять и прочувствовать, если она пройдет через тебя, твое сердце, твою душу, - поделилась Кристина Фомина, ученица Тоншерминской школы, она вместе со своей учительницей Зоей Кузнецовой написала исследовательскую работу о ветеране. - Наш долг в нынешнее время - помнить о мужестве дедов и бабушек, прабабушек и прадедов, так как они боролись за то, чтобы над нами было мирное небо».
Живет Петр Матвеевич вместе со старшим сыном, Николаем, бывшим военным, и его супругой Ниной Александровной, в заботе и в почете. Семья Фоминых очень хлебосольная, а гостей они встречают часто. «Внуки навещают, дети (из Москвы, Ульяновска, Жигулевска, Чебоксар) приезжают. Ни одного дня рождения Петра Матвеевича стараются не пропускать, поздравляют. Звонят часто, отзывчивые, хорошие все, - говорит о родственниках хозяйка дома. - А папа для нас как свет в доме. И помогать старается, подсказывает всегда, что и как правильно сделать, если мы, к примеру, затеваем стройку или ремонт. Советы мудрые дает. Дай бог ему здоровья и долгих лет!»
Нет комментариев