Тетюшские зори

Тетюшский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Поход по ленинским местам обернулся трагедией для детей из Казахстана

В декабре 1978 года недалеко от деревни Долгая Поляна Тетюшского района Татарской АССР со школьниками Павлодарской школы № 34 Казахской ССР произошла трагедия.

(Тетюши, 7 марта, "Тетюшские зори") Готовя материал о детях, в лютый мороз оказавшихся на берегу Волги, практически отрезанных от мира километ­рами снежной пус­тыни, в надежде найти хоть какие-то сведения мы просмотрели старые подшивки районной газеты. Но на страницах издания – ни слова о произошедшем. Спустя десятилетия из собранных по крупицам воспоминаний очевидцев мы попытались восстановить события ­прош­лого. 

Утром 29 декабря 1978 года стояла тихая зимняя погода, температура воздуха была чуть ниже 21 градуса. Группа учащихся 7 – 10 классов павлодарской школы Казахской ССР – представители туристического клуба «Горизонт» – по руслу Волги вышла на лыжах из Тетюш в направлении села Сюкеево Камско-Устьинского рай­она. Под руководством учителя географии Алевтины Кольцовой десять мальчиков и одиннадцать девочек совершали туристический поход. Во второй половине дня поднялся сильный ветер, температура воздуха опустилась до минус 45 градусов, дети стали замерзать. Обеспокоенный педагог приняла решение отправить двух девушек и юношу за помощью в Тетюши. Ночью по пути в город они заметили пустующий дом на берегу реки, разбив окно, попали внутрь. Здесь по счастливой случайности утром 30 декабря их нашел тракторист Василий Юркин. Именно он поспешил в Красную Поляну, откуда позвонил в Тетюшский РОВД.

Примерно в это же время трое жителей села Монастырское рыбачили на Волге. 

Из воспоминаний рыбака Александра Красненкова: «Вроде и не было никого, кроме нас, но в какой-то момент я оглянулся и увидел силуэт. Присмотрелся – мальчишка в болоньевой куртке с ­лыжами. Подошел, спросил его: «Ты откуда?» Он ответил: «Из Павлодара, по ленинским мес­там идем». И упал. Подняли мы его, отнесли в землянку по­близости, отогрели, пере­одели. А после обеда темнеть стало быстро. Мы решили подниматься в гору, мальчишка тоже лыжи надевает, а я говорю: «Снимай их лучше, за нами пойдешь». Шли километ­ра два-три. Как сейчас помню, звали его Саша Горобченко, он в 10 классе учился. Пришли в село. Рассказал, что сначала по дороге шли, но кто-то посоветовал им по Волге путь срезать, а они ориентир потеряли. Трое раньше ушли в сторону Тетюш».

Из воспоминаний Александ­ра Шлячкова, в 1978 году участкового инспектора Тетюшского РОВД: «У нас шло совещание в ленинской комнате, в этот момент сообщили, что на Волге замерзают дети. Я и мой сослуживец Женя Торгашов на стареньком «Буране» выехали в сторону Сюкеева.

Александр Шлячков

Снега было много, мороз стоял страшный, но видимость была хорошая. Долго не удавалось никого обнаружить, начало смеркаться, и вот недалеко от Долгой Поляны мы заметили черную точку. Подъезжаем, а это парнишка на корточках, в лыжных ботинках, шепчет: «Дяденька, спасите». Попытались поднять его в гору – не получилось. Приняли решение для начала собрать всех детей на берегу, в защищенном от вет­ра месте, развести костер. С мальчиком остался Женя. Оказалось, чтобы спасти ­ребят, учительница отправила их назад. Собирал я их, замерзших, по пути следования. Последними нашли учителя и умирающую девочку Марину. Они ждали помощи под навесом из лыж и спальных мешков». 

Никакой связи в то время не было. По рыбацкой тропе к детям и сотрудникам добрались начальник Тетюшского РОВД Эдуард Трофимов и фельдшер из Монастырского. Дети, отогреваясь, кричали от боли. На горе ждали два трактора: до них Александ¬ру Ивановичу пришлось добираться ползком. Решили спускаться к Волге. Рисковали жизнью, но иначе было нельзя. К тому месту, где ждали дети, подъехать не получилось, поэтому около 15 метров до них участковый инспектор добирался ползком. Школьников до трактора по одному несли на руках по глубокому снегу. «Сил не было, подгибались колени. Казалось, не смогу», – говорит Александр Иванович.

К тому времени на помощь коллегам подоспели другие сотрудники Тетюшского РОВД. Участковый инспектор Иван Морозкин с ребятами, способными самостоятельно передвигаться, направились через лес к Долгой Поляне. 

Из воспоминаний Александ­ра Тимарина, в 1978 году мас­тера производственного обучения Монастырского СПТУ: «Женщины как раз собирались наряжать профсоюзную елку в столовой, в училище, и тут набат! Укутались все, только глаза видно, выскочили: что такое случилось? 

Мастер ПО Александр Тимарин

Обычно колокол звонит, когда пожар. Часы еще раньше в него отбивали, слышно далеко, колокол большущий, церковь в деревне давно сгорела, а его повесили на пожарку. Я с группой в мастерской занимался. В такой мороз трактор завести сложно, но он у меня в теп­ле был, завел. Из студенческого общежития для ребят матрасы, одеяла взяли. Вы­ехали в Долгую Поляну днем еще, я на ДТ-75, а спускались ночью, декабрь – в 16 часов уже темно. Ветер восточный, «лаишевский» мы его называем. Подъехали к Венцу, Венец – это гора, а там обычно зимой сугробы большие. Думаем: если спустимся, не выкарабкаемся. Снег сразу садится, буксовать начинаешь. Спустились. И вот сколько в кабину детей поместится, столько наверх вывозим, лишь бы рычаги дергать. Которые послабже – в первую очередь, другие ждали. Они в спортивной форме, одеты были плохо. Мы, наверное, раз семь съездили. А Марину, девочку, которая насмерть замерзла, я на своем тракторе вез. Очень жалко было. Долго сам от этой трагедии морально отходил. В овраге Шлячков и Торгашов развели костер. Они на «Буране» туда приехали. 

Фельдшер Ирина Шмагина

Фельдшер Ира Шмагина еще была внизу, помогала. У Торгашова валенки намокли, он провалился, мне говорит: «Ноги замерзли, давай сменим». У него заводские были, а у меня самовалки – мягче, теп­лее. Отдал, а потом туда-сюда, у самого ноги оттирали, когда вернулись, прихватило, а вернулись, наверное, ближе к полуночи. Потом нас наградили грамотами за спасение детей и денежной премией в размере 90 рублей. У меня грамота не сохранилась. А вот в семье Шмагиных такая грамота есть». 

 

 

 

Медицинский персонал был предупрежден о скором поступлении школьников, спешно готовились операционные и палаты. Спасенные учащиеся павлодарской школы Казахской ССР были доставлены в районную больницу. 

Из воспоминаний Люции ­Хуснутдиновой, в 1978 году старшей медицинской сест­ры поликлиники: «Я была дома, мне позвонили из отделения скорой помощи, сказали, что везут детей из Долгой Поляны. Когда я приехала, хирурги были уже на месте. 

Люция Хуснутдинова

Руководили процессом главный врач Лидия Перунова и главная медсестра Надежда Титова. Начали поступать ребята. Кого сразу на операционный стол, кого – в перевязочную, а тех, кто не обморозился, на койки, одевали, отогревали, чаем отпаивали. В основном у них были обморожены руки, уши. Одному из мальчиков, сыну руководителя, ампутировали стопу. Помню, дети вели себя адекватно, помогали друг другу, девчат вперед пропускали. В то время наш район курировал хирург Министерства здравоохранения Татарской АССР Михаил Розенгартен, он прилетел на вертолете санавиации. К тому же на связи с главным врачом постоянно был первый сек­ретарь ЦК Компартии Казахстана».
 

Большую работу проделали медицинские работники Валерий Кондаков, Иван Сучков, Вячеслав Молодцов, Валерий Егоров, Дамир Мухтаров, Александр Дубровский, Александра Черкашина, Софья Соколова, Зинаида Керносеева и многие другие. Спасти удалось всех, за исключением одной девочки – Марины Благодатской. Некоторые обвиняли тогда педагога, Алевтину Кольцову, но ребята все, как один, встали на ее защиту.
Жители нашего района не остались равнодушными к судьбе школьников. «Население восприняло случившееся как свою боль. Люди несли теплую одежду, торты, подарки. А перед отправкой детей домой им сваляли валенки и сшили фуфайки», – говорит Люция Мустафовна.

Нам удалось связаться с жителями Павлодара – свидетелями развития событий в их городе.

Руководителя туристичес­кой группы Алевтину Кольцову по возвращении в Павлодар ждали испытания, несмотря на то, что мало кто считал ее виновной в смерти Марины Благодатской. 

Педагога несколько лет нет в живых, но комментарий и свою оценку случившемуся дал ее коллега Иван Дмит­риев: «Я с Алевтиной Серге­евной десять лет готовил команду туристов в Павлодарской школе № 34 для участия в первенстве СССР среди школьников. Участвовали трижды и каждый раз привозили домой медали. Все зависящее от нее Алевтина Сергеевна всегда выполняла на 200 процентов. Ее собственная отдача и самопожертвование были запредельны. В случившемся я ее вины не вижу. В походных условиях все девушки ходят в туалет группами, но Марина в тот раз пошла одна. Намочила одежду и никому об этом не сказала. Это и послужило той роковой причиной. Если бы Алевтина Сергеевна знала об этом – она сделала бы все возможное. Все дети в группе были для нее равны, в том числе и ее сын».

Ребята из туристического клуба «Горизонт» давно выросли и разъехались по всему миру. Во время поисков участников похода, каждый, к кому мы обращались, старался ­помочь. 

Пишет Светлана Фурсова, выпускница школы № 34 города Павлодара: «Сильно тронула тогда эта история всех. Мы дежурили в школе, помогали учителям и близким, чьи дети пострадали. Похороны 13-летней Марины Благодатской, самой младшей участницы похода, были в школе. Атмосфера боли и всеобщего горя. В классе, где она училась, долго висел ее траурный портрет. На парте, за которой она сидела, была табличка с трогательным текстом, туда никто больше не садился. Мы с ней учились в параллельных классах. Она была дочерью друга моего отца. В нашей семье тоже близко приняли эту беду. Мы ждали новостей, передавали по цепочке друг другу. С колокольни прожитых лет могу с уверенностью сказать, что те дети в сложившейся тогда ситуации вели себя как настоящие герои. Они помогали выжить друг другу, отдавали свои теплые вещи тому, кто сильнее нуждался в этом, жгли все, что было возможно, чтобы согреться, ждали прихода помощи».

Мы нашли координаты участника похода Александра Горобченко, того самого, которого утром 30 декабря 1978 года обнаружили рыбаки из Монастырского. Сейчас мужчине за пятьдесят, живет в Крыму. Он согласился рассказать о трагических событиях сорокалетней давности.

Из воспоминаний участника похода Александра Горобченко: «В Тетюши мы приехали из Ульяновска. Переночевали в школе, а утром пошли дальше, потому что был будний день и в школе начинались занятия. Мне тогда было 16 лет, в группе были дети разного возраста. Помню, спускались на Волгу по очень крутому склону. Ближе к вечеру трое из нашей группы отправились в обратном направлении. Как потом выяснилось, ночевали они в одном из пустующих домов. Мы спали на морозе, укрывшись одеялами, жгли костер, грели воду. Отправляясь в поход, мы на это не рассчитывали. Утром Алевтина Сергеевна сказала мне взять кого-нибудь и идти в сторону Тетюш. Хотел забрать с собой и Марину Благодатскую, но она отказалась. Она очень спортивная была. Другой же парень собрался идти без лыж, но это было невозможно, так как снег проваливался. И я пошел один. Страшно уже не было. Встретил рыбаков, вместе с ними дошел до Монастырского. Я письма потом им писал, правда, я еще тот писака. В больницу меня дос­тавили последним, привез на уазике вроде участковый. Помню, ­дороги были ­заметены, ехали долго».

Александр Геннадьевич – один из тех, кому, можно сказать, тогда повезло. Да, он обморозил руки, ноги, нос, но, к счастью, до ампутации дело не дошло. 

Через некоторое время пос­ле трагедии в Тетюши при­шло письмо из далекого Павлодара. «Дорогие тетюшане! К вам обращаемся мы, представители далекого казахстанского города Павлодара, со словами глубочайшей благодарности за поистине мужественный и героичес­кий подвиг, который вы совершили, спасая наших детей, сбившихся с дороги в небывалый мороз. Велика и многогранна сила доброты и благородства ваших сердец. Навсегда останутся в нашей памяти и памяти спасенных имена тетюшан, кто, рискуя жизнью и здоровьем, помогал замерзшим детям…»

Долгое время на берегу Волги, недалеко от Долгой Поляны и места гибели ­Марины Благодатской, висела табличка с ее именем. Но с годами берег обвалился, табличку перенесли, и где она сейчас – не подскажут даже местные жители…

P. S. Подводя итог цикла публикаций о событиях прошлого, хотим сказать, что он вышел в свет благодаря неравнодушию наших читателей и жителей Павлодара. Надеемся, что подобных трагедий не случится больше никогда.

(Информация, приведенная в публикации, может не совпадать с документальными фактами: материал основан на воспоминаниях очевидцев).

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

6

1

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев