Тетюшские зори

Тетюшский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Путешествие в Ямбухтино

«Там русский дух, там Русью пахнет» – помните эти пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила»? Именно они всплывают в памяти, как только въезжаешь в Ямбухтино, вдыхаешь особый ­воздух этих мест.

(Тетюши, 10 июля, "Тетюшские зори", видео Елена Калашникова). «Там русский дух, там Русью пахнет» – помните эти пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила»? Именно они всплывают в памяти, как только въезжаешь в Ямбухтино, вдыхаешь особый ­воздух этих мест.

Врывается в открытые окна автомобиля горячий ветер, радуют взор бескрайние поля и заливные луга, убегающие за горизонт, дорога то ныряет в овраг, то поднимается на пригорок. Первое, что бросается в глаза, как только на горизонте появляется село, – старая церковь. Справа – кладбище, огороженное новым забором, дальше, на возвышенности, – здание магазина.

Находим дом Валентины Тихоновой, работавшей до выхода на пенсию завклубом, и сразу отправляемся в путешествие по селу. За годы трудовой деятельнос­ти она собрала немало исторических фактов и материалов о прошлом ­Ямбухтина.

Улица 60 лет Октября. Первая интересная находка – одноэтажное здание с облупившейся серой штукатуркой. В тех местах, где она отвалилась, можно обнаружить доб­ротный красный кирпич, какой делали более века назад.

«Здесь раньше была торговая лавка моего прадеда, Буракова Игната Филипповича. Он с семьей и жил в ней. Торговать ездил в Самару. В советское время в этом здании ясли были, затем – столовая», – говорит Валентина ­Михайловна.

Следующая достопримечательность – по окна вросшее в землю кирпичное строение. К нему из-за высокой травы достаточно сложно подобраться.

«В Ямбухтине до революции жили помещик Дмитрий Дмитриевич Петров и трое его детей с семьями: сыновья – Федор и Михаил, и дочь Агафья. На реке Шонге три его усадьбы стояли, а этот дом принадлежал его внуку Ивану Михайловичу. Здание двухэтажным было, с большими воротами, во дворе стояли огромные амбары, крытые железом. В 30-е годы правление колхоза «Красный путиловец» в нем разместили, затем библиотеку, медпункт, учителя здесь жили», – рассказывает наш экскурсовод.

Узнаю от Валентины Михайловны о трагической судьбе еще одного внука помещика Петрова – офицера Михаила Михайловича. Он любил девушку из села ­Монастырского, и его убил соперник. «Похоронили его на нашем кладбище. Помню, и склеп фамильный был, мальчишки спускались в него, сейчас не найдешь это место», – продолжает рассказ Валентина ­Михайловна.

Есть в Ямбухтине дорога, именуемая в народе Царской. Она вымощена белым булыжником и ведет в соседнее Алабердино. По словам нашей провожатой, один берег Шонги с другим соединял каменный мост, а Царская дорога некогда пролегала через центр села. Существует легенда, что по ней на своем экипаже проезжала сама Екатерина Великая. 

Пройдя по Царской дороге, в надежде отыс­кать последнее пристанище представителей рода помещиков Петровых  отправляемся на сельское кладбище. «Идите сюда, – подзывает нас Валентина Михайловна. – Склепа, конечно, не найти, а вот кресты остались. На них раньше и таблички с надписями были, но черные копатели все перерыли, наверное, и их сняли».

Два высоких металлических резных креста и здесь, в деб­рях и валежнике, смотрятся величественно, на одном из них сохранился текст на старославянском языке. Какую тайну они хранят, над чьей могилой возвышались? Чуть дальше находим каменную плиту, на которой с трудом можно прочесть выбитые крупными буквами слова: «Екатерина Егоровна Андреева». Кем она была? Очередная тайна.

Покидаем кладбище и следуем к церкви. Из рассказа Валентины Михайловны узнаем, что в полуразрушенном храме сельчанам удалось выделить ­небольшое ­помещение, где они по праздникам совершают ­молебны.

Вот что говорится о Ямбухтине в архивных документах: «В описании Тетюшского уезда конца ХVIII – начала ХIX веков имеется запись о том, что село Троицкое (примечание автора: прежнее название Ямбухтина) располагалось на правой стороне Улемы и по обе стороны двух безымянных отвершков (примечание автора: боковые овражки, впадающие в главный овраг). Церковь каменная, о двух этажах. Вокруг оной церкви каменная ограда и при ней две сиротские богадельни, в коих живут престарелые люди на содержании…».

Имеются также сведения о том, что четырехпрестольная церковь построена в 1741 году вместо ветхого деревянного храма. Деньги на строительство были выделены казанским вице-наместником М. Н. Кудрявцевым и собраны с местных прихожан.

Церковь и по сей день выглядит величаво, несмотря на то, что купола ее почернели, крыша по большей части обвалилась, а внутри и снаружи стены исписаны хулиганами. Но, будто доказывая свою несокрушимость, храм по-прежнему сохранил фрески с ликами святых, лепнину и атмосферу умиротворения.

«Я вас сейчас наверх проведу», – говорит Валентина ­Михайловна.

Спешим за ней по каменным ступенькам в узкий лаз. Когда-то по ним поднимался звонарь на колокольню, и с высоты птичьего полета лился благовест, созывая прихожан на службу.

Сильный ветер гонит по небу обрывки черных туч, и кажется, что сейчас зацепятся они своими рваными краями за  купола Троицкого храма. Вид сверху завораживает: отсюда Ямбухтино – как на ­ладони.

Спускаемся вниз. Рядом с церковью – постройка из красного кирпича, без крыши. «Что здесь было?» – интересуюсь я. «Сначала поп жил с семьей, потом ясли были», – удовлетворяет мое любопытство Валентина Михайловна.

Вечереет, пора возвращаться в Тетюши. Уезжаем, так и не разгадав множество тайн, которые хранит Ямбухтино, а это значит, что у нас еще будет повод вернуться в старинное русское село!
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев