Сказ о Большой Чулишке, Захватовке и бабке Матрене
Многим тетюшанам полюбилась «Провинция в лицах», ведь даже сейчас, спустя более пяти лет, поступают отклики на публикации и просьбы вернуть рубрику на страницы районки.
(Тетюши, 25 марта, "Тетюшские зори").
От автора:
– В сентябре 2016 года на страницах газеты «Авангард» был опубликован первый материал «Есть люди в маленьких селениях» из рубрики «Провинция в лицах», в котором я рассказала о жителях Салмановки и Старой Кульметьевки. Я встречалась с жителями маленьких сел и деревень и делилась с вами, дорогие читатели, подробностями этих встреч, рассказами сельчан об истории населенных пунктов, в некоторых из которых проживало не более двух человек.
Могу сказать, что многим из вас полюбилась «Провинция в лицах», ведь даже сейчас, спустя более пяти лет, поступают отклики на публикации и просьбы вернуть рубрику на страницы районки. Ну что ж, я отправляюсь в путь…
Едем в Льяшево. Середина марта, но зима отстаивает свои права, пугает жгучим ветром и морозами. За окном автомобиля мелькают деревья, готовящиеся к пробуждению после долгого сна, небо, от того, что на нем нет ни облачка, кажется бездонным, и ярко, уже по-весеннему, светит солнце.
Пока коллега работает по заранее намеченному адресу, решаю прогуляться по улице с советским названием Пролетарская в надежде встретить местных жителей и услышать от них повествование о прошлом села. Да, есть исторически верные данные, литература, но именно рассказы старожилов несут в себе ту неповторимую самобытность, которую не сможет передать никакая, даже грамотно написанная, книга.
К счастью, на пустынной в эту пору улице встречаю двух женщин. Сельчане, как правило, знают друг друга в лицо, поэтому мое появление вызывает у них неподдельное любопытство.
– «Авангард», смотрю, не читаете? – начинаю я разговор, заметив в руках женщин свежую прессу, но не разглядев районки.
– Как это – не читаем? – в один голос отзываются сельчанки и демонстрируют «Авангард».
Представляюсь и интересуюсь, есть ли претензии к газете, спрашиваю, о чем нужно писать, какие темы они считают актуальными. «Нам все нравится, читаем с удовольствием», – говорят сельчанки.
Из разговора узнаю, что магазина в селе нет, но приезжают две автолавки – из Тетюш и Апастова, а одна из моих новых знакомых – бывший почтальон Татьяна Белова. На пенсии она недавно, по своей инициативе иногда помогает преемнице разносить прессу: несложно по пути домой закинуть газеты в почтовые ящики соседей.
Родилась она в селе Ямбухтино, вышла замуж за людоговского парня, а после окончания сельскохозяйственного техникума супруга направили в Льяшево работать агрономом в колхозе. В первое время Татьяна Александровна сидела дома с маленькими детьми, а как они немного подросли, устроилась на почту.
– Завпочтой была тетя Настя Козлова. Хорошая женщина, часы высиживать меня не заставляла, позвонит: «Тань, почта пришла». Пойду, сумку набью, а мальчишки маленькие со мной. Один – с одной стороны, другой – с другой. Сумки тяжелые были, иногда вся почта в раз не умещалась. А в 90-м году в школу перешла. Но школу закрыли в 2009 году, и я опять на почту вернулась, – рассказывает Татьяна Александровна.
Улица Пролетарская – широкая и длинная, домов на ней жилых и не жилых примерно поровну. Одна из моих попутчиц поворачивает к своему дому, так что путь продолжаем с Татьяной Александровной вдвоем.
– Здесь Горбуновы жили, а здесь – Тимофеевы,– указывая на покосившиеся избушки говорит Татьяна Александровна. – А вот почему село Льяшево назвали – точно не скажу. Говорили только, что мордва мокша его основали. Вот Елена Александровна Ахтонова точно знает, когда село образовалось.
Сельчане часто дают улицам свои, народные названия. Так, по словам моей собеседницы, Пролетарская в народе именуется Большой Чулишкой, есть еще Малая Чулишка, так как из Чуллы в Льяшево приезжали переселенцы, но не прижились, вернулись на родину, а названия к улицам так и прикипели.
– Повыше, ближе к магазину, – Самодуровка. Говорят, там раньше жили самые богатые люди, – рассказывает Татьяна Александровна. – Улица Октябрьская – Захватовка. Мужики после пожара там захватывали земли, чтобы строить дома. А пожар сильный был. Бабушка Матрена летом пироги пекла, и помело (инструмент, предназначенный для обметания печного пода перед посадкой выпечки. – Прим. авт.) выкинула во двор. Половина села так сгорела. С тех пор пословица есть: «Помело пол-Льяшева смело».
Так, незаметно, за разговорами, добрели мы до дома Татьяны Александровны. Я пошла дальше, очень хотелось прогуляться по селу, и хотя бы примерно предположить, где жила та Матрена, по невнимательности которой в стародавние времена сгорела половина Льяшева.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев