Свадьба по-монастырски: ветреница на крыше и невеста с коромыслом
На страницах газеты "Авангард" мы рассказывали читателям о национальных особенностях русской, татарской, чувашской и мордовской свадеб. Но оказалось, что в Монастырском их играли иначе, чем в некоторых русских селах Тетюшского района.
(Тетюши, 17 июля, "Тетюшские зори", Юлия Калинина, фото автора). На страницах газеты "Авангард" мы рассказывали читателям о национальных особенностях русской, татарской, чувашской и мордовской свадеб. Но оказалось, что в Монастырском их играли иначе, чем в некоторых русских селах Тетюшского района.
Мария Васина замуж выходила полвека назад, следуя традициям, передающимся из поколения в поколение. Сначала, как и у всех, – сватовство, а через месяц – свадьба, где основными действующими лицами, помимо молодоженов, были дружка и полдружье.
В день торжества они трижды приезжали к невесте: во время первого визита узнавали, как у нее здоровье, затем привозили платье и забирали рубашку, а в третий раз, вместе с женихом, за суженой. Ее, как и положено, охранял кто-то из родственников, чаще подросток. Он приговаривал: «Я торгую русой косой, девичьей красотой». Жених платил за «товар» и увозил девушку в свой дом. Приданое выкупалось отдельно.
Гулянья продолжались в доме жениха. Здесь дружка и полдружье со словами: «Кланяются вам князь молодой с княгиней молодой: сыром молодым, хлебом яровым. Сыр вкусите, на сыр положите», – собирали дары, которые принесли молодоженам гости. «Весело было, свадьбы гуляли так, что на два села слышно было», – говорит Мария Михайловна.
После торжества новоиспеченные супруги отправлялись в дом невесты и ночевали там. И ряженые с утра шли искать не «ярку» в доме жениха, как в большинстве русских сел, а «барана». «Наряжались медведями, врачами, чертями: кто кем может. На второй день сначала гуляли у невесты, потом шли к жениху», – вспоминает Мария Михайловна. Вторую ночь супруги проводили в доме молодого мужа.
Третий свадебный день в Монастырском проходил тоже по-особому: шли уже от невесты ряженые в избу к молодому супругу, несли ветреницу – конструкцию из двух палок, к концам которых привязаны веники и бутылки. Ветреница водружалась на конек крыши. «Что значит этот обряд, мы не знаем, но он очень давно существует», –поясняет Мария Михайловна.
Затем невеста вместе с сестрой (или другой родственницей) мужа, взяв коромысла, отправлялась к колодцу за водой.
Первой следовала золовка. Возвращались в другом порядке: уже она шла за невестой. Молодую жену первой с ведрами пускали в дом, где она должна была обязательно задать свекрови вопрос: «Мама, куда воду?» А воду из тех ведер, что принесла родственница мужа, выплескивали на ворота.
Птицей пролетели годы. Редко сейчас играют свадьбы в Монастырском. Но Мария Михайловна и другие старожилы села и по сей день вспоминают о ветреницах на крышах домов и идущих к колодцу девушках с коромыслами…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев