Тетюшские зори

Тетюшский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Тетюшане совершили подвиг в мирное время

26 апреля – День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф

(Тетюши, 26 апреля, "Тетюшские зори", Мадина Ибатуллина). Со дня катастрофы на атомной станции в Чернобыле прошло 35 лет.

На ликвидацию последствий чернобыльской трагедии были брошены лучшие люди нашей необъятной Родины. Со всех уголков нашей страны стали собирать военнообязанных.
Из Тетюшского рай­она на ликвидацию аварии было призвано более 20 человек. Молодым, энергичным приходилось, рискуя собственными жизнями, устранять последствия аварии, проводить дезактивацию, строить саркофаг над взорвавшимся реактором. «Выполняли свой долг», – говорят участники. 

Одним из первых в Чернобыль прибыл наш именитый земляк генерал-майор Владимир Хапаев, он занимался расследованием причин катастрофы. За свою жизнь Владимир  Аверкиевич получил не одну порцию радиации. В 1957 году проводил расследование чрезвычайного происшест­вия на секретном предприятии «Маяк» в Челябинске-40, где взорвалась «банка» – хранилище отходов атомного производства. Вторую солидную порцию он получил в Чернобыле, пробыв на разрушенной АЭС с 1 по 18 мая. Допустимая норма радиации для человека – 0,5 бэр (биологический эквивалент рентгена) в год. Владимир Хапаев в ­Чернобыле ­получил 80 бэр. Если до Чернобыля, по его словам, он весил 106 ­килограммов, то пос­ле  похудел на 40.

– О своем пребывании на Чернобыльской АЭС муж особо не рассказывал. При­ехал через 3 месяца, весь исхудавший, даже брюки ушивать пришлось, – рассказывая о супруге, упомянула о последствиях радиации на организм вдова Ильгизара Хаертдинова Альфия Абдулловна. – Мы с мужем из одного села – Большие Атряси, одногодки, одноклассники. Дружили с 6-го класса, поженились, когда нам исполнилось по 22 года. ­Уехали в Краснодарский край. Ильгизар работал тракторис­том на керамзитовом заводе в поселке Энем. Призвали его повесткой в военкомат в июне 1987-го. Ничего не сказали, куда и с какой целью. Сказали только взять с собой миску, кружку, ложку. Объяснили цель поездки только по дороге. Каждые 2 дня мы получали письма. Он скучал по дому, беспокоился, как я справляюсь одна с хозяйством, расспрашивал о маленьких детях – Люции и Ильдаре. Писал, что живут в казарме, утром их отвозят на радиатор, где специальным раствором очищают стены зданий и отмывают с них радиационную пыль. Проработал на заводе недолго, получил группу по инвалидности. В 2001 году мы переехали в родные края, но счастье длилось недолго, мужа парализовало, и в 2005-м его не стало. Он награжден медалью.

Почти полгода работал в зоне аварии водителем и грузчиком Расиль Вахитов из села Большие Тарханы, направленный в Чернобыль в июне 1986 года.
 
Уроженца села Чинчурино Рашита Кадырова призвали в ноябре 1987-го, вместе с ним были ребята из Монастырского, Богдашкина и Тетюш. Он служил в  химическом батальоне дез­активатором, работал на 3-м энергоблоке атомной станции, рядом с 4-м, где произошел взрыв. В памяти холод от четвертого блока, так как для его ­охлаждения применяли азот. 
– Жили в палатках, работали посменно, тряпкой, смоченной химсоставом, протирали полы производственных помещений, которые были застелены цинковыми листами. После обеззараживания каждый раз меняли одежду, принимали душ, постоянно проверялся уровень радиационного фона, – вспоминает Рашит Шагитович.

Александр Петухов был призван в 1988 году Тетюшским РВК. В течение 45 дней в пригороде Припяти он охранял зону заражения, следил, чтобы на территорию не проходили бывшие жители, желающие вернуться в родные дома. На спецтехнике занимался захоронением зараженных предметов. Награжден медалью «За спасение ­погибавших». 
– На яблонях висели огромные яблоки, которые мы срывали и ели, почистив кожицу и убрав середину, – рассказывает Александр Михайлович. –  В неочищенном виде их есть нельзя было, содержали большую дозу радиации, такую, что дозиметр зашкаливал. 

Ценой своего здоровья спасали человечест­во от сильнейшего бесконт­рольного радиоактивного излучения ­наши земляки Николай Лоскутов, Александр Земков, Михаил Анд­реев, Александр Артемьев, Анатолий Аржаматов, Александр Молчаев, Владимир Исаев, Сергей Васин, Александр Князькин и другие. 

Все они совершили ­подвиг в мирное время. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев