Легендарная женщина из Малых Атрясей
Хуснизиган Байдамшина-Абрамова, председатель Татарской промстрахкассы, жена председателя Совета народных комиссаров ТАССР в 1930 – 1937 годах Кияма Абрамова и сокамерница писательницы Евгении Гинзбург, была уроженкой села Малые Атряси.
(Тетюши, 8 декабря, "Тетюшские зори", Мадина Ибатуллина). Работа над спецпроектом открывает любопытные факты. С интересом перелистываю подшивки старых газет: в них – история, дыхание эпохи.
Почти полвека назад, 2 июня 1973 года, Иван Мыркин в статье «Отважная тетюшанка» написал о Хуснизиган Байдамшиной. Судя по статье, автор лично с ней встретился и записал факты из ее биографии. Забегая вперед, скажу, что эта история меня увлекла, я начала искать информацию в открытых источниках всемогущего Интернета и нашла много интересного о поистине легендарной землячке со сложной, трагической судьбой.
«2 февраля 1920 года в Тетюшах состоялась конференция женщин-татарок. Съехались из уезда около 100 человек. Многие из них дальше Тетюш никогда не были, а некоторые и здесь – первый раз в жизни. Необычное, волнующее это было собрание. Ведь по вековым канонам шариата мусульманке запрещалось появляться в народе, в общественных местах.
А вот на трибуне молодая, красивая, с открытым светлым лицом девушка-татарка», – пишет Иван Мыркин.
«Теперь мы, мусульманки, свободные женщины. Советская, наша народная власть дала равноправие ранее угнетенным нациям, раскрепостила женщин. Так будьте смелее!» – призвала она собравшихся активно включаться в общественную жизнь.
Этой отважной делегаткой была жительница Тетюш Хуснизиган Байдамшина.
Родилась она в 1898 году в Малых Атрясях Тетюшского уезда Казанской губернии, в многодетной семье, которая со временем переехала в Тетюши. Девочке приходилось подрабатывать нянечкой детей начальника земской управы и его домработницей. Хуснизиган училась в русско-татарской школе, считавшейся в то время образцовой. Директором был известный педагог, журналист и революционер Исхак Казаков. Трудолюбивая и талантливая девочка восхищала учителей, особенно жену директора Нафису-ханум.
После Великой Октябрьской революции по совету Исхаковых Хуснизиган прошла обучение на краткосрочных учительских курсах. И в 1918 – 1919 годах девушка стала работать в школе в деревнях Бабеево, Барышево, Теняшево. Она проводила разъяснительную работу среди населения в поддержку советской власти, привлекала молодежь к художественной самодеятельности, организовывала спектакли, концерты, вела занятия в школе по ликвидации неграмотности.
Хуснизиган первой из местных татарок в 1919 году вступила в Тетюшскую организацию большевиков. В середине 1920 года кантонный комитет партии назначил ее инструктором, затем заведующей отделом по работе с женщинами. На первом республиканском съезде женщин-татарок в 1921 году делегацию из Тетюшского уезда возглавляла Байдамшина. Она всегда была на передовой.
«Незабываемые, бурные, полные тревог, горения в заботах, в борьбе прошли у меня долгие годы в родных Тетюшах», – вспоминала Хуснизиган Муртазовна.
В январе 1922 года Хуснизиган Байдамшину пригласили на работу в Казань. Она стала руководить отделением женщин-работниц в Объединенном Слободском райкоме ВКП(б) города Казани. Информацию об этом периоде жизни нашей землячки я нашла в работе кандидата исторических наук Тамины Биктимировой, сфера научных интересов которой – женский вопрос, женское образование.
Ее труд называется «Наша Зиган-апа: судьба жены наркома ТАССР, жертвы репрессий Кияма Абрамова».
«Голодное время, тяжелый труд подорвали здоровье Зиган, – пишет автор. – Она решает уйти со службы и перейти на более легкую работу. В 1927 году, немного поправившись, она выходит замуж».
Продолжение следует.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев