Тетюшские зори

Тетюшский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
По следам публикаций

Всех покорила «Голубая шаль»

Когда я ­просматривала номера газеты «Авангард» 2001 года, мой взгляд привлекла заметка о деятельности татарского народного театра, работавшего при Тетюшском РДК.

(Тетюши, 18 января, "Тетюшские зори", Галина Тазетдинова). 

Мне захотелось больше ­узнать, кто был его организатором, артистами, какие постановки представляли они ­зрителям.

На фотографии наиболее ­узнаваемыми были ветераны труда Нурания Гарипова и ­Ильгизар  Галиев.

Позвонив первой, узнала, что идея организовать в Тетюшах театр пришла в то время преподавателю пед­училища Хуршиде Загфаровой. Нурания

Нурлыгаяновна рассказывает:
– Как-то в сентябре  1988 года к нам с супругом в гости при­шли педагоги Хуршида Мингалеевна и Фоат Курбанович Загфаровы. За чаепитием они предложили создать татарский театр, к тому времени русский театр уже существовал. На следующий день мы обратились к Галине Анатольевне Харитоновой, занимавшей должность заведующей Отделом культуры исполкома района, и к директору РДК Татьяне Петровне Ложкиной. Они поддержали нашу инициативу и обещали всячес­кое содействие в таком благородном деле.

Мы сразу же стали собирать тетюшан, чтобы создать творческое объ­единение. Основной кос­тяк получился таким: супруги Загфаровы, Гариповы, Мингалиевы, Ильгизар Галиев, Сагит Фархутдинов, Эльза Амирова, Гульфия Сахау­ова, Сайда Ахтямова, Мусалия Шамсутдинова, Фирдаус Мухамадиев, Василь Гилязов, Закия Юсупова. С ними совместно и решили сделать первую постановку – спектакль по мотивам произведения Карима Тинчурина «Голубая шаль», музыка Салиха ­Сайдашева.

Подготовка к выступлению
Сценаристом и режиссером была Хуршида Загфарова, музыкальным руководителем – Фалих Гарипов. Она очень тщательно подошла к подготовке спектакля, посещала столичные театры в Казани, советовалась со специалистами, ­изучала игру именитых актеров. И только после этого был создан сценарий. Актерский состав включал в себя около 60 человек, ведь в спектак­ле предполагались ­массовые сцены. Преподаватели сельхозтехникума и пед­училища отбирали способных студентов, предлагали им ­попробовать себя на сцене. 

По утверждению Ильгизара Галиева, с которым я тоже побеседовала, не все учащиеся легко соглашались, приходилось действовать методом убеждения: если стараться,  все получится. Преподаватель и участник театра мастерски играл на ­гармони-тальянке и мог ­украсить великолепное действо. А в пед­училище с юными артистами работали свои педагоги, талантливых исполнителей подбирал Фалих Гарипов, занимался с ними. 

 


По воспоминаниям участников, работа велась большая – каждодневные репетиции в РДК, отдельно отрабатывались музыкальные номера, так как спектакль был заявлен как музыкальная драма. Как отмечают педагоги, молодые люди с удовольствием вкладывали свою энергию в творческий процесс, а старшее поколение по-матерински приносило на репетиции угощения и потчевало «бедных» студентов. 
По воспоминаниям горожанки Гузель Мингалиевой, они ­с супругом Рамилем играли главные роли, настрое­ние у всех было приподнятое. 

Царившая атмосфера взаимопомощи, добра, любви придавала желания играть на репетициях все лучше. 

– Мое «пение» озвучивала за моей спиной студентка педучилища  Юлдуз Мухаметзянова с прекрасным, дивным голосом, а все думали, что это я пою, а я только рот открывала, – смеясь, вспоминает Гузель Асхатовна.  

В ходе работы над пьесой был задействован и суфлер – горожанка Флера Валиуллова.

– Все так старались, к концу репетиций текст знали назубок, – сказала она. – В пьесе была задействована моя младшая дочь Гульназ, еще школьница, она подошла к своей роли мальчика очень серьезно, с ней занималась Хуршида Мингалеевна. Интересен был совместный творческий труд. Вдохновленные произведением великого татарского писателя и драматурга, мы привносили и свои фольклорные традиции, воспроизводили песни, что слышали от наших бабушек, для нас, выходцев из села, все это родное и близкое.

Как поделилась заслуженный работник культуры РТ Нурания Гарипова, благодаря стараниям коллектива РДК, артистам были пошиты на заказ замечательные кос­тюмы, построены красивые декорации.

Каждый раз выступали при полном зале
И вот наступил день премьеры – 29 марта 1989 года. По словам ­самодеятельных актеров, волнение было огромным, но их художественный руководитель Хуршида Загфарова своей уверенностью смогла всех мобилизовать и настроить на успех. И он был ошеломляющим, ­полный зал рукоплескал игре людей, сплотившихся общей идеей. Тетюшане, не сумевшие посмотреть «Голубую шаль», обратились в РДК с просьбой о повторе спектакля. Был еще и второй раз, и третий, и каждый раз при полном зале. Затем был выезд к соседям, в Буинский РДК, и там яблоку негде было упасть.

– Первым же спектак­лем мы заявили о себе, и нашему татарскому театру было присвоено звание народного. Затем каждые три года мы его подтверждали, гастролировали по селам нашего ­района, выступали и в других районах респуб­лики. Актерский состав менялся, но неизменным оставалась любовь к творчеству, народной культуре, желание дарить людям радость, – утверждают участники ­народного театра.

переснимок Галины Тазетдиновой    
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: последам