Чувашский обряд: Молодоженам важно вместе ступить через порог на правую ногу
О чувашском свадебном обряде нам рассказала Надежда Пыркина из Кошки-Новотимбаева, которой в свое время поведала о нем Александра Кузнецова.
(Тетюши, 8 октября, "Тетюшские зори", Лина Тихонова).
– Сватать девушку молодой человек обычно засылал бойкого товарища или целую делегацию, – рассказывает Надежда Кузьминична. – Если девушка соглашалась, через несколько дней парень приходил к ней в дом со своими родителями и родственниками – договариваться о предстоящей свадьбе.
В день торжества, после полудня, в домах невесты и жениха собирались родственники. Родные и близкие жениха готовились ехать на лошадях за невестой. На первой свадебной повозке выезжал жених с главой свадьбы, обычно это были сестра с мужем или брат и его жена. За ними – остальные родственники. Процессия останавливалась у ворот невесты и начинала петь свадебные песни. Встречать гостей выходил глава свадьбы со стороны будущей жены, он и выводил невесту. Она брала под руку жениха, и молодые вместе шли в дом невесты. Важный момент – жених и невеста должны были, переходя через порог, оба ступить на правую ногу, а если случайно ступали левой, то говорили, что семейная жизнь не удастся. Войдя в избу, жених усаживался под божницей, невесту глава свадьбы, женщина, отводила отдельно, и будущая жена, накрытая девичьим покрывалом, начинала причитание – плач невесты. В напевах она обращалась к будущему мужу, родителям, подругам, родне и плакала о будущей замужней жизни. Затем, прощаясь с родственниками, невеста за столом сидела между родителями и продолжала плач.
С последним напутственным словом к молодым и пожеланием им мира и согласия в семье обращались отец и мать невесты. После невеста и жених в сопровождении главы свадьбы со стороны невесты выходили из дома, жених садился на повозку, которая ждала их во дворе, а невеста стояла рядом. Окружающие следили, с какой ноги тронется лошадь: если лошадь поднимала левую ногу, считалось – счастья не будет.
После свадебный поезд направлялся к дому жениха. Подъехав к нему, глава свадьбы запевал свадебную песню. По самотканой полотняной дорожке невеста входила в дом. На крыльце ее встречали родители жениха с караваем хлеба, солью, домашним сыром и маслом. Невеста целовала хлеб, откусывала сыра и масла. Считалось, что этим обрядом новые родители напоминали ей, что в доме мужа ее язык должен быть мягким, как масло.
В родительском доме жених усаживался под божницей, а невеста находилась в чулане или за занавеской, где она, накрытая девичьим покрывалом, снова начинала плач невесты. В нем она обращалась к будущей свекрови. В это время гости ели, веселились. На свадьбе в Кошки-Новотимбаеве шла шутливая перебранка между свитой жениха и невесты. Глава свадьбы из свиты жениха охаивал в песнях и частушках невесту, а глава свадьбы из свиты невесты дразнил своего нового зятя.
Жениха одевала жена главы свадьбы со стороны невесты. Она и жених поднимались на широкую скамейку. В первую очередь она надевала рубашку на жениха, затем белые вязаные перчатки, вместо шарфа накидывала вышитое полотенце и украдкой целовала жениха. Вещи для одевания были заготовлены невестой заранее. Жена главы свадьбы развешивала по стенам вышитые невестой полотенца, скатерти, наволочки и так далее, демонстрируя этим искусство ее рукоделия. До поздней ночи продолжалось веселье. В качестве последнего угощения подавали мясной бульон.
На второй день в доме родителей жениха собирались гости пожилого возраста с обеих сторон на «новые сваты». За родными невесты посылали жениха, или, по предварительной договоренности, они приезжали сами. Пели свадебные и гостевые песни, общались с новыми сватьями. Последнее угощение – мясной бульон, после него гости расходились.
На третий день гости со стороны жениха и невесты собирались в доме родителей невесты на «новую жену». Приглашали только молодых родственников с обеих сторон. Молодые усаживались за столом под божницей, невеста надевала на голову вместо тухьи (головного убора девушки) хушпу (головной убор женщины). Кстати, тухья в селе была одна для всех невест и покрывало невесты тоже не у всех было, только у хороших мастериц. Новая жена пела о родительском доме, о предстоящей жизни. Перед уходом гостей подавали мясной бульон и кашу. Девушка со слезами прощалась со своими родителями, пела грустные песни.
На четвертый день в дом жениха созывали родственников и знакомых для угощения похлебкой с клецками «сене сын салми». Родственники невесты в этом не участвовали. Девичью похлебку невеста готовила сама же и подавала на стол. А гости веселились, пели песни, плясали, вели застольные беседы.
Так, с соблюдением традиций чувашского народа, и создавалась новая семья в селе Кошки-Новотимбаево.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев