Тетюшские зори

Тетюшский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Тема дня

Чувашский обряд: Молодоженам важно вместе ступить через порог на правую ногу

О чувашском свадебном обряде нам рассказала Надежда Пыркина из Кошки-Новотимбаева, которой в свое время поведала о нем Александра Кузнецова.

(Тетюши, 8 октября, "Тетюшские зори", Лина Тихонова).  

– Сватать девушку молодой человек обычно засылал бойкого товарища или целую делегацию, – рассказывает Надежда Кузьминична. –  Если девушка соглашалась, через несколько дней парень приходил к ней в дом со своими родителями и родственниками – договариваться о предстоящей свадьбе. 
В день торжества, после полудня, в домах невесты и жениха собирались родственники. Родные и близкие жениха готовились ехать на лошадях за невестой. На первой свадебной повозке выезжал жених с главой свадьбы, обычно это были сестра с мужем или брат и его жена. За ними – остальные родственники. Процессия останавливалась у ворот невес­ты и начинала петь свадебные песни.  Встречать гостей выходил глава свадьбы со стороны будущей жены, он и выводил невесту.  Она брала под руку жениха, и молодые вместе шли в дом невесты. Важный момент – жених и невеста должны были, ­переходя через порог, оба ступить на правую ногу, а если случайно ступали левой, то говорили, что семейная жизнь не удастся. Войдя в избу, жених усаживался под божницей, невесту глава свадьбы, женщина, отводила  отдельно, и будущая жена, накрытая девичьим покрывалом, начинала причитание – плач невесты. В напевах она обращалась к будущему мужу, родителям, подругам, родне и плакала о будущей замужней жизни. Затем, прощаясь с родственниками, невеста за столом сидела между родителями и продолжала плач.

С последним напутственным словом к молодым и пожеланием им мира и согласия в ­семье обращались отец и мать ­невес­ты.  После невеста и жених в сопровождении главы свадьбы со стороны невесты выходили из дома, жених садился на повозку, которая ждала их во дворе, а невеста стояла рядом. Окружающие следили, с какой ноги тронется лошадь: если лошадь поднимала левую ногу, считалось  – счастья не будет.

После свадебный поезд направлялся к дому жениха.  Подъехав к нему, глава свадьбы запевал свадебную песню. По самот­каной полотняной дорожке невеста входила в дом. На крыльце ее встречали родители жениха с караваем хлеба, солью, домашним сыром и маслом. Невеста целовала хлеб, откусывала сыра и масла. Считалось, что этим обрядом новые родители напоминали ей, что в доме мужа ее язык должен быть мягким, как масло. 

В родительском доме жених усаживался  под божницей, а невеста находилась в чулане или за занавеской, где она, накрытая девичьим покрывалом, снова начинала плач невесты. В нем она обращалась к будущей свекрови. В это время гос­ти ели, веселились. На свадьбе в Кошки-Новотимбаеве шла шутливая перебранка между свитой жениха и невесты. Глава свадьбы из свиты жениха охаивал в песнях и час­тушках невесту, а глава свадьбы из свиты невес­ты дразнил своего нового зятя. 

Жениха одевала жена главы свадьбы со стороны невесты. Она и жених поднимались на широкую скамейку. В первую очередь она надевала рубашку на жениха, затем белые вязаные перчатки, вмес­то шарфа накидывала вышитое полотенце и украдкой целовала жениха. Вещи для одевания были заготовлены невестой заранее. Жена главы свадьбы развешивала по стенам вышитые невестой полотенца, скатерти, наволочки и так далее, демонстрируя этим искусство ее рукоделия. До поздней ночи продолжалось веселье. В качестве последнего угощения подавали мясной бульон.

На второй день в доме родителей жениха собирались гос­ти пожилого возраста с обеих сторон на «новые сваты». За родными невесты посылали ­жениха, или, по предварительной договоренности, они приезжали сами. Пели свадебные и гостевые песни,  общались с новыми сватьями.  Последнее угощение  – мясной ­бульон, после него ­гости расходились. 

На третий день гости со стороны жениха и невесты собирались в доме родителей невесты на «новую жену». Приглашали только молодых родственников с обеих сторон. Молодые усаживались за столом под божницей, невеста надевала на голову вместо тухьи (головного убора девушки) хушпу (головной убор женщины). Кстати, тухья в селе была одна для всех невест и покрывало невес­ты тоже не у всех было, только у хороших мастериц. Новая жена пела о родительском доме, о предстоящей жизни. Перед уходом гостей подавали  мясной бульон и кашу. Девушка со слезами прощалась со своими родителями, пела ­грустные песни.

На четвертый день в дом жениха созывали родственников и знакомых для угощения похлебкой с клецками «сене сын салми».  Родственники невес­ты в этом не участвовали. Девичью похлебку невеста готовила сама же и подавала на стол. А гости веселились, пели песни, плясали, вели застольные беседы.
Так, с соблюдением традиций чувашского народа, и создавалась новая семья в селе Кошки-Новотимбаево.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев