Попадая в некоторые уголки Тетюшского района, невозможно не влюбиться в них. Одно из таких мест - Тюкаши.
Ведущий специалист Большетарханского сельского поселения Альфия Маханова с радостью выступила в роли проводника, и мы рискнули отправиться в путь по бездорожью после проливного дождя.
Дорога пролегает через поле, надежда доехать до места назначения тает с каждым километром. Редакционной машине не преодолеть препятствие в виде глубокой лужи. Разворачиваемся. Но чудеса случаются: рядом с пролеском видим уазик, в нем - рыбаки. Без лишних вопросов соглашаются помочь. Двое из них остаются ждать нашего возвращения. И вот уже спешит наша тройка в Тюкаши: житель Кильдюшева Сергей Абмаев - за рулем, мы с Альфией Ривгатовной - на пассажирских местах.
Справа раскинулось широкое озеро, впереди, на пригорке, уже вырисовывается аккуратная бревенчатая изба. «Жилая?» - интересуюсь я. «Нет, нам дальше. Сюда дачники приезжали, но в этом году что-то не было их», - отвечают мои спутники. Поворачиваем налево, заканчиваются плотные заросли, и передо мной открывается выкошенная поляна, на которой уютно расположился домик. Ставни закрыты, но у ворот стоит машина. Хозяин не заставляет себя долго ждать: навстречу нам выходит мужчина в высоких сапогах, спецовке и надвинутой на лоб кепке. Это Камил Файзуллин (на снимке). Меня редко интересует документальная информация, куда важнее воспоминания людей.
«Родился в Татарском Чикилдыме. Отец в лесхозе работал, а когда мне два месяца было, его на верхний кордон перевели, это в двух с половиной километрах от Больших Тархан. Это мы потом купили здесь небольшой домик. В Тюкашах начальную школу окончил. Детей, конечно, мало было. Я, например, один в классе, а всего, может, человек пятнадцать учились. Зато отличником был, ведь спрашивали каждый день. На моей памяти здесь двадцать жилых домов было. Постепенно уезжал народ, потому что он ни с чем остался, своего колхоза не стало. Колхоз - богатство, а его отдали другим. На танцы иногда ходили в соседнее село, но нам и так хорошо было, соберемся, на бревна сядем, на гармошке играем», - вспоминает Камил Нургалеевич.
Беседуем на пригорке, с одной стороны виден ухоженный дом, а с трех других - непроглядная стена американского клена. И кажется, что за ней ничего нет. Но это далеко не так: словно в заколдованный лес идем мы в гущу, где спрятались старые, почерневшие избы, осторожно ступаем по земле, которую перерыли кабаны в поисках пищи (рядом лес). И вот уже видны конек крыши, к которому заботливо, может, полвека назад, приколочен скворечник, еще не покосившийся сарай и дома, к которым не подступиться из-за валежника.
По легенде, которую поведал нам Камил Нургалеевич, название Тюкаши произошло от тюркского слова, которое в переводе значит «работящий». А вот историческая справка, которую мне удалось найти в Интернете: «Поселок основан в 1930-х годах. Первоначальное название - Кызыл-Юлдуз (Красная Звезда). Число жителей: в 1949 году - 167, в 1958-м - 113, в 1989-м - 10, в 2002 году постоянное население отсутствовало».
Последней, в 2001 году, отсюда в Большие Тарханы переехала как раз семья Файзуллиных. Сейчас у них здесь пасека, поэтому в летнюю пору практически не покидают Тюкаши. И зимой пару раз в неделю мужчина обязательно приходит в родной поселок на лыжах.
Поглядываю на часы, пора в путь, ведь у моих спутников тоже немало забот, а так хочется подольше побыть в тихом, далеком от суеты поселке. На прощание спрашиваю у Камила Нургалеевича, за что он любит его. Отвечает не задумываясь: «А знаешь, я тебе так скажу: служил я в армии, закрою после отбоя глаза и вижу лес тюкашинский, Волгу». Не знаю, можно ли иными словами выразить любовь к родному краю. Наверное, нет…
Нет комментариев