Михаил Мечтанин: Живая была Волга, гудела
У каждого из нас есть воспоминания, от которых возникает трепет в сердце. Как выяснилось, именно такие чувства вызвал снимок, опубликованный в газете «Авангард» 30 марта 2022 года.
(Тетюши, 7 апреля, "Тетюшские зори"). Фотозагадка не стала головоломкой для наших читателей, помнящих времена СССР. И два дня наш редакционный телефон буквально не смолкал – каждый не только давал правильный ответ, но и делился своими воспоминаниями, благодарил за публикацию исторической фотографии.
– Слезы аж на глазах, нахлынули воспоминания. Это была лучшая пристань. Как сейчас, перед глазами стоят виды высокого берега, – поделилась Валентина Долла из Нармонки. – Мы ездили в Казань на пароходе. На горе, на левой стороне, виднелись то здесь, то там огни костров, была слышна гармоника, молодежь пела песни…
– Мой дедушка был начальником пристани. Алексей Михайлович Ермохин, 1885 года рождения. Он погиб в марте 1915 года, в Первую мировую войну, – сообщила ветеран педагогического труда, жительница села Монастырского Людмила Редькина. – Я с большим интересом читаю районную газету, это ценно, что публикуете такие снимки – в них история моего любимого отчего края.
– Дебаркадер это. Долгие годы руководил им Макаров Григорий Дмитриевич, – уверенно сказал тетюшанин Александр Никитин. – В детстве часто с бабушкой ездили в Горький на колесном пароходе. Помню еще старенький колесный «Джамбул», он ходил до Казани. Дебаркадер помню отлично, по чистой воде его приводили и в последний день закрытия навигации уводили. Пароходы ходили двухпалубные «Белоруссия», «Грузия». Народу на пристани было всегда много.
– На зиму уводили в Затон имени Куйбышева, там его ремонтировали, красили, весной снова на буксире приводили в Тетюши и прикрепляли к берегу, – дополняет горожанин Владимир Янышев. – На нижнем этаже располагались служебные помещения, кабинет начальника пристани, комната для матросов, складские помещения. Наверху – касса, буфет от ОРСа (отдел рабочего снабжения – предприятие розничной торговли в СССР. – Прим. авт.), где продавался местный лимонад, печенье, пряники. Много было тетюшан с мешками – ждали пароход на Астрахань, возили туда продавать картошку. Рыбаки местные между причалом и дебаркадером прятали от шторма свои лодки.
– Деревянный дебаркадер был на 157 мест, магазин ОРСа был, комната милиции, матери и ребенка, – вспоминает Марина Гайнутдинова.
– Вокзал был на горе, не на самом верху, а на пригорке. Пароходы ходили и днем, и ночью. Мы не называли его дебаркадером, а по-простому – «пристань», – душевно произнесла Александра Белякова из Алекиной Поляны.
– Открыл газету и сразу увидел снимок, – сказал Хамит Шакиров из Малых Атрясей. – Это пристань. Вспомнились молодые годы. Нас оттуда провожали в армию. Часто мы на пароходе, а потом уже на «Метеоре» ездили в Казань. Одна фотография произвела столько впечатлений.
Труженица тыла, ветеран труда Наталья Башина рассказала о поездках по Волге и как с учениками на катере рыбозавода переправлялись через реку и жили в палаточных лагерях. Особо запомнилась ей поездка с группой ребят в Краснодон, где они встретились с участником антифашистской организации «Молодая гвардия» Радиком Юркиным. И все эти воспоминания оживила эта старая фотография…
– Живая была Волга, гудела, – сказал Михаил Мечтанин. – Почаще публикуйте такие фотографии, за душу берут, и молодежи полезно знать историю своего края.
А еще многим читателям запомнился транспарант, который висел на пассажирском причале: «Пусть будет мир во всем мире!».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев