Тетюшские зори

Тетюшский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Тема дня

О Выселках, Березовке и петухе в котелке

Чинчурино – старинное русское село, первое упоминание о котором датируется 1618 – 1619 годами.

(Тетюши, 18 октября, "Тетюшские зори"). Теплый октябрьский день. Украшены золотом тополя вдоль дороги, на голубом небе – ни облачка, оттого и греет осеннее солнце по-особому, будто пытается отдать все свои силы перед холодной зимой. Серое полотно дороги приводит нас в Чинчурино, где на одной из тихих улочек мы случайно встречаемся с Надеждой Ванюхиной. 

«Вы к Приказчиковым зайдите, они много рассказать о селе могут», – говорит она, узнав о том, что мы «из газеты». С радостью соглашаемся и в сопровождении Надежды Михайловны отправляемся в гости к старожилам Чинчурина. По дороге узнаем, что наша новая знакомая много лет проработала учителем в местной школе, недавно отметили с супругом полвека совместной жизни. С гордостью  рассказывает она о том, что поздравили их глава рай­она ­Рамис ­Сафиуллов и глава Нармонского сельского поселения Талгать Хакимов. 

Вот и бревенчатая изба Приказчиковых, на лавочке у ворот сидит хозяин в надвинутой на глаза кепке – Михаил Васильевич. Вышел подышать свежим воздухом. Надежда Михайловна с готовностью знакомит нас, и уже все вместе мы входим в ворота и оказываемся на широком дворе. Начинаем беседу, к которой вскоре присоединяется и хозяйка – Надежда ­Григорьевна.
Супругам чуть за восемьдесят, вместе они шестьдесят один год, к тому же с рождения жили на одной улице. Вспоминают, что в селе раньше восемьсот дворов было и детей очень много. «Работали в колхозе. Зарплата маленькая была, да трудодни отрабатывали. Как свеклу уберем, звеном празднуем. Кто что на стол несет, и обязательно петуха в котелке варили», – делятся они и все дальше погружаются в воспоминания. «Шесть ветряных мельниц в селе было, круподерки. А какие плотники, гончары-ремесленники! Валяльщики для местных валенки валяли и для тех, кто со стороны приходил. А в 1968 году в Нижнекамск сразу сорок семей из Чинчурина уехали», – наперебой делятся Надежда Михайловна и Приказчиковы.

Как и многие малые населенные пункты, Чинчурино поделено на территории, названия которых известны только местным: Выселки, Грязновка, Плюхавка, Сюкеево, Бесштановка, Березовка. Есть некоторые особенности и в общении между жителями села: с давних времен многие из них называют друг друга не по официальным ­фамилиям, а по «народным». Так, к примеру, Зинягиных – ­Аксеновыми, Приказчиковых – ­Иванчевыми.
Особо запомнилось нашим собеседникам разрушение сельского храма в середине 70-х годов. «Церковь деревянная была. Ломали ее шесть тракторов – в разные стороны растащить хотели, долго не могли, хоть и без гвоздей ее строили. Народ собрался тогда, женщины плакали. Иконы местные жители разобрали, а колокол повесили в набат бить, а потом и он пропал неизвестно куда. А когда недалеко от того места, где церковь стояла, стали дороги строить, мощи нашли, потом там крест поставили. Священнослужителей ведь раньше на церковном дворе хоронили», – ­рассказывают они.

Так, за разговорами, пролетает незаметно время, все ближе к горизонту солнце, все длиннее тени от белоствольных берез. Прощаемся и отправляемся в путь – на поиски новых историй из жизни глубинки. 
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

2
X