Красная Поляна Тетюшского района с недавних пор является частью города, правда, от Тетюш до нее - восемь километров.
Теплый осенний день, солнечно. Еще с дороги замечаю разрушенный купол старой церкви. Сама деревня будто спрятана в небольшой ложбине. Чем она ближе, тем четче вырисовываются редкие дома. Первые два, справа, в хорошем состоянии, видно, что хозяева люди аккуратные.
В гараже, рядом с одной из построек, мужчина перебирает детали автомобиля. Появление посторонних людей он воспринял достаточно равнодушно. «С кем можно поговорить об истории Красной Поляны?» - спрашиваю я. «В соседний дом загляните, там расскажут», - не отрываясь от занятия, говорит он.
Вывеска на фасаде гласит: «Улица Краснополянская». Стучу, но никто не выходит, лишь остервенело лает за забором пес. Минуты ожидания. Собираюсь уйти ни с чем, но слышу звук открывающейся щеколды. В воротах появляется седовласая женщина в очках - Клара Белова. На вид - максимум 70 лет, но в ходе разговора выясняется, что ей 81 год. Вот что значит сельский воздух и экологически чистые продукты!
Рассказы свидетелей советской эпохи, где основная мысль: «Был колхоз, была деревня», часто похожи друг на друга. Вот и в случае с моей собеседницей она находит свое подтверждение. «Родилась я в Буинске, во время учебы в Тетюшском сельскохозяйственном техникуме познакомилась с будущим супругом. Поженились, жить в Красной Поляне стали, он работал в колхозе «Верный путь» агрономом, а я - заведующей клубом. Каким богатым хозяйство было! Овец, кроликов, птицу разводили», - рассказывает пожилая женщина, а я смотрю на пустынные улицы, и кажется сказкой то, о чем она говорит.
Сейчас в селе четыре жилых дома, один находится по другую сторону речушки Улемки, которая делит Красную Поляну на две части. «На начало войны 146 семей здесь проживало. А как работы не стало, молодежь в города устремилась. Школу в семидесятых годах закрыли, дети в Любимовке учились, а потом и вовсе в Тетюшах. И магазина давно нет. До трассы 720 метров, а зимой не выехать. Вот такие неперспективные мы», - говорит Клара Николаевна. По соседству живет ее дочь, которая, выйдя на пенсию, вернулась с супругом в родное село.
Если у жилых домов чистота и порядок, территория обкошена, то продвигаться в глубину села приходится по тропке, с обеих сторон которой репейник в человеческий рост. К большинству брошенных домов не подобраться, часть из них по крышу ушла в землю, некоторые построены более века назад - такой вывод позволяет сделать кирпичная кладка, характерная для того периода времени.
Но все же самые яркие впечатления остаются после посещения храма. Сложно описать словами, какие эмоции испытываешь, ступая под разрушенный свод святыни. В источниках сказано, что раньше село называлось Успенское (оно известно с 1650 года), церковь построена в 1757 году и является памятником архитектуры. Когда-то в Красной Поляне были две церковно-приходские школы, кредитное товарищество, семь ветряных мельниц, две кузницы, четыре мелочные лавки! О существовании мельниц упоминала в разговоре со мной и Клара Николаевна. Часть из них работала и в советский период. Невольно приходят на ум слова: «Мало ли что было, да быльем поросло».
Скрипит на ветру створка распахнутого окна покинутого хозяевами дома, словно поет грустную песню об истории забытого села, теряется в густой траве дорога к храму, и кажется, что нет будущего у Красной Поляны. А может, все-таки есть?
Комментарии
2
0
Здравствуйте, уважаемый редактор! Спасибо за интересное сообщение о селе Красная Поляна Тетюшского района. Я знакома с 80-летней женщиной, которая знает об этом селе намного больше, чем Клара Белова.
0
0
0
0
Здравствуйте, уважаемый редактор.У меня в селе Красная Поляна до сегодняшнего дня. проживает тётя Карпухина Александра.Ей уже 82 года, но вот она всё и знает о селе. Только надо перейти через речку на улицу которая раньше называлась Курмыш.В селе было восемь улиц и пруд,который до войны чистили, а воду спускали в Улему. Опустело село,но каждый,,. кто там жил помнит о нём.А храм будут восстанавливать . Надежда К.
0
0