Тетюшский район Татарстана – земля традиций
Шорничество – ремесло старинное.
(Тетюши, 14 июля, "Тетюшские зори"). Иван Шмагин из села Монастырское – шорник, или, говоря современным языком, специалист по изготовлению конской упряжи.
Иван Алексеевич – завсегдатай ярмарок народного творчества, причем мастерит он не только конскую амуницию, но и другие изделия, необходимые владельцам домашних животных.
На воротах дома по улице Первомайская табличка с надписью: «Шмагин И. А.». Здесь живет, наверное, единственный в Тетюшском районе шорник. В
свои восемьдесят лет он не расстается с ремеслом, и как только выпадает свободная минута, садится в оборудованный уголок в одной из комнат дома и начинает творить.
– Шорничеством занимаюсь со школьной скамьи. Можно сказать, самоучка. У нас был пожарный дядя Коля Каляканов, он маленько обучал меня, – говорит Иван Алексеевич. Признается, что любовь к лошадям у него с детства. Связывает это с тем, что родился по восточному календарю в Год лошади.
– Материал для изделий иногда закупаю, а иногда в ход идут старые кожаные куртки и сапоги хромовые и яловые. Самое сложное изделие – шлея 4,5 – 5 метров, да и хомут не просто сделать. Проще всего – поводок и недоуздок, – отмечает шорник.
Его работы хранятся в музеях Казани и Тетюш, ими пользуются владельцы лошадей из Чечни, Хакасии, Ставропольского края, Новгородской области и других регионов России.
Говорит, что дизайн амуниции для лошадей придумывает сам или старается повторить то, что увидит в фильмах по телевизору. А вот размер ее – стандартный.
– Был у меня ученик, Костя. Приезжал из Колунца на лошади или велосипеде. Я его раза три поучил – он сам стал заниматься шорничеством, – делится Иван Алексеевич.
Из инструментов в его распоряжении плоскогубцы, отвертка, ножницы нескольких видов, нож, кусачки, шило, напильники, гвоздильня, молоток. Нарядные бляшки для узды и сбруи, латунные и медные, доставил товарищ из Саратовской области.
Есть у Ивана Алексеевича и раритетная швейная машинка, которую шорник привез из Казани, с кожгалантерейной фабрики.
– Принцип работы у машинки тот же, что и у обычной, швейной. Есть мотор, но я его не включаю, шью вручную, – признается наш собеседник.
Сетует шорник, что все меньше становится работы, ведь и на селе сейчас лошадей народ почти не держит. Так, глядишь, совсем старинное ремесло забудется… Ну а пока садится Иван Алексеевич за швейную машинку и выводит ровную строчку на узде, которая совсем скоро станет частью упряжи.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев