Управляла и гусеничным трактором
С жительницей Никифоровки Галиной Фроловой мы познакомилась более шести лет назад: тогда она выступила в роли нашего экскурсовода, познакомив с местами, связанными с семьей Фигнер.
В июле 2019 года на страницах нашей газеты была опубликована статья «Никифорово: родина революционерок и край луговых трав».
Оговорюсь сразу, местные жители называют населенный пункт селом Никифорово, хотя его давно переименовали в деревню Никифоровку.
Более шести лет назад, в статье о самой Галине Николаевне было сказано мало, материал по большей части был посвящен семье Фигнер. Между тем, Галина Николаевна – поистине легендарная женщина, работавшая трактористкой в колхозе.

Ей доверили Т-25
Родилась она в Васильевке 9 мая 1954 года. Эта деревня находилась в трех километрах от Никифорова, теперь же на месте деревни – Васильевский карьер, ни домов, ни фундамента строений не осталось. Впрочем, и уроженцев Васильевки сегодня можно пересчитать по пальцам…
– В моем детстве в деревне было 28 дворов, школа, в которой я и старшая сестра учились. Потом здание школы разобрали и перевезли в Малые Атряси, сделали в нем правление колхоза. Мать всю жизнь в колхозе работала, возила молоко на маслозавод в Новопоселенное Ишеево Апастовского района. Сначала в Васильевке был колхоз имени Кагановича, в Никифорове – «Заря». Потом стал один колхоз имени Вахитова. В Малых Атрясях первое отделение было, в Больших Атрясях – второе, в Никифорове и Васильевке – третье, – вспоминает Галина Николаевна, глядя на фотографию 1956 года, на которой запечатлел фотограф тружеников колхоза «Заря».
– Когда я подросла, стала работать.
В 15 лет овцам прутья рубили на речке, нам платили по 50 копеек за воз. Вдвоем с двоюродной сестрой Любой из Ямбухтина трудились. День поработаешь – два воза нарубишь, рубль заработаешь. В месяц 30 рублей. А с них за хлеб возьмут, страховку, налог и получить остается рублей 15. Ладно, хлеб стоил 24 копейки, ржаной – 16 копеек. В 1969 году меня, 15-летнюю, поставили на сеялку севцом. Работала с мужиками, которым 40-50 лет. Водители на машине возили нам семена в поле из Малых Атрясей. И вот один приехал пьяный, вывалился из машины. Какой из него возчик? А я умела водить машину. Мужикам говорю: «Следите за сеялкой, я поехала за зерном. Два агрегата стоять не могут круглую ночь». Председатель Масхуд Ахтямов в Больших Атрясях на квартире жил. Я туда направилась, он обезумел: 15-летняя девчонка за рулем приехала. Я все рассказала. Он сам сел уже за руль, меня рядом посадил. Приехали на ток. Спрашивает меня: «А груженую машину сумеешь вести?» Я отвечаю: «Сумею, полями доеду». Так три раза за ночь ездила я за семенами. Ахтямов у нас 12 лет председателем был, хороший мужик, никого не обижал. Помню еще случай был. Сеяли мы за Васильевкой, и у нас оба трактора сломались. Приехал Масхуд абый и говорит: «Нынче никифоровскую бригаду на хвосте потянем». Я отвечаю: «Нет, Масхуд абый, не бывать этому. Давай спорить». Мужики меня подбили на литр водки поспорить. Тракторист у нас был опытный Михаил Осипов. Мы трактор в деревню утащили. Собрались обе смены – и ночные, и дневные севцы. За день сделали трактор, и он в поле вышел. Второй тоже. У себя закончили поля, первого мая отдохнули, второго прихожу я в парк, говорю: «Ну что, мужики, один трактор пусть в Большие Атряси идет, а мы в Малые Атряси поедем». Я была звеньевой. Приехали в Малые Атряси, поворотную полосу отсеяли, загружаемся, и председатель подъезжает. А мне дядя Яша Балакирев говорит: «Галя, давай должок-то с него бери». Я – к председателю: «Ну, Масхуд абый, давай должок выкладывай. Кто кого на хвосте тянет?» Он и отвечает: «Я с тобой больше спорить не буду». Закончилась посевная, приехал он через два дня в Никифорово, привез премию. Всем по «пятерке», мне – 15 рублей за то, что три раза за семенами ночью ездила, за каждый рейс – пять рублей.
В 1984 году в то время председатель колхоза имени Вахитова Фаннур Ибятов отправил Галину Николаевну учиться на тракториста. Так получилось, что из мужчин желающих не нашлось. В группе из 32 студентов девушка была она одна. Но это не помешало ей сдать все экзамены на отлично.
– По Правилам дорожного движения меня начали ловить, – не поймали. Теорию я отвечала по устройству комбайна. Один из комиссии стал спрашивать меня, можно ли грязную воду заливать в радиатор. Я и отвечаю: «Если в голове не все дома, то можно залить. Но трубки забьются, циркуляции в радиаторе не будет, прокладка сгорит». Он послушал и говорит: «Все, я больше не имею права задавать вопросы». Вернулась в колхоз. И на гусеничном, и на колесном тракторе работала. Первый трактор я получила Т-25, стала обрат возить из Тетюш летом, и на сенокосе трудилась и с граблями, и с волокушами, и детей в школу возила на тракторе, – с улыбкой делится Галина Николаевна.
Всю жизнь трудилась она в сельскохозяйственной отрасли района. В 2009 году вышла на заслуженный отдых. Но сидеть дома – это не в ее правилах. Поэтому еще три года работала в сельском клубе. Говорит, что и сейчас с легкостью сможет управлять любой техникой, несмотря на то, что за руль не садилась несколько лет.
Об истории села и знаменитой семье
Таких, как Галина Николаевна, называют патриотами родного края. Радеет она за благоустройство захоронения Екатерины Фигнер, переживает за будущее Никифоровки. Поэтому и в беседе мы не обошли стороной историю населенных пунктов Васильевка, Христофоровка, Никифорово и знаменитой на весь мир семьи, ведь Николай Фигнер был оперным певцом, его сестра Вера – революционеркой.
Родилась Галина Николаевна в Васильевке, но в 1969 году вместе с матерью переехали в Никифорово.
– В 1940 году в Никифорове было 300 подворий и 810 человек. Я эти сведения нашла в архивных документах, когда в клубе работала. А когда мы в село переехали, в нем 169 человек было. Самой последней покинула Васильевку в 1983 году Наталья Числова, – отмечает Галина Николаевна. – Васильевских на кладбище в Никифорове хоронили. За четыре года мы его загородили на средства самообложения с запасом в 50 метров. Ведь еще 39 человек наших рано или поздно привезут из Ульяновска, Тольятти, Зеленодольска, Казани. Все желают «лежать» дома.
На кладбище при входе есть часовня – надгробие, под которой покоится прах Екатерины Христофоровны Фигнер. За ее могилой и захоронением ее сына Александра Николаевича ухаживают местные жители. По словам Галины Николаевны, памятнику требуется небольшой ремонт, сделать его могут сельчане самостоятельно, но для этого необходимо шесть мешков цемента и песок.
До 1972 года жил в Никифорове Федот Степанов – крепостной крестьянин семьи Фигнер. При жизни он приходил в местную школу и рассказывал детям о том, что Фигнеры построили в Васильевке земскую больницу, амбары, магазин, водяную мельницу на реке Улеме. На средства прихожан и семьи была возведена деревянная церковь в Никифорове. В ее здании в советское время размещались школа и медпункт. Сейчас оно закрыто. По словам Галины Николаевны, на стенах под краской скрыты лики святых.
– Вера Николаевна Фигнер родилась в Христофоровке, где жил ее дед Христофор Петрович Куприянов. Рядом были населенные пункты Ровный Ключ (Зубаревка), Назимовка. А у нас в Никифорове в старину народ улицы по-своему называл: Мешолапы, Рылеево, Ялачево, Конская, – делится Галина Николаевна.
О Никифоровке и представителях семьи Фигнер ей известно многое, поэтому и разговор наш длится почти два часа.
Несмотря на то, что зиму Галина Николаевна проводит в Тетюшах, каждый раз с особым трепетом возвращается в Никифоровку, где прошли ее детство и юность, где жили ее родные и близкие, где ей знакомы каждая улочка, каждая тропинка…
фото предоставлено Галиной Фроловой
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia

Нет комментариев