И запах хлеба над деревней
Деревня Красная Звезда когда-то представляла собой населенный пункт с развитой инфраструктурой, но сейчас здесь остался всего один дом.
(Тетюши, 16 августа, «Тетюшские зори», Елена КАЛАШНИКОВА, фото автора). Побывав в селе Удельное Нечасово Тетюшского района, едем на встречу с краснозвездинцами, которые в конце 70-х годов перебрались в соседнюю Алекину Поляну. Здесь, в сельской библиотеке, мы и намерены оживить в их памяти картины прошлого.
Валерий и Валентина Чумаковы, Любовь Иванова и Галина Авдеева нас уже ждут, и не с пустыми руками: с собой они принесли черно-белые фотографии. Смотрят со снимков молодые парни и девушки, следы многих из них давно затерялись во времени. «Это проводы в армию, – объясняют женщины происхождение нескольких фотографий. – Раньше ведь как служить провожали, всей деревней гуляли, потом еще в кузове машины в Тетюши в военкомат ездили».
Изначально Красная Звезда, основанная переселенцами в 20-х годах, имела статус поселка, но со временем населенный пункт «вырос» до деревни. Кто были первые жители – доподлинно неизвестно, но существует легенда о том, что именно сюда ссылали раскулаченные семьи. Правда, фактов, подтверждающих это, не существует. Жили в поселке в мире и согласии люди разных национальностей. «На Пасху даже татары яйца красили», – говорит Валерий Чумаков.
«В начальной школе в две смены учились. Был медпункт, магазин и сельский клуб, где кино показывали, а еще пекарня своя. Как хлеб печь начнут, по всему поселку запах стоит! И пекли для своих, а что останется, то в соседние села везли. Орехи мешками из леса носили. Когда хозяйство к Киятскому спиртсовхозу относилось, построили восьмиквартирный барак. В 1966 году в Красной Звезде образовали откормсовхоз «Тетюшский». На ферме больше двух тысяч голов свиней было. А как школу закрыли, так и народ начал разъезжаться кто куда: в Старую Майну многие уехали, в Тетюши, Нижегородскую область», – рассказывают краснозвездинцы. Отведав чаю, за разговорами непременно решаем отправиться в деревню. В проводники берем Валерия Чумакова и Галину Авдееву.
Пыльно и жарко, за окном машины – бескрайние поля слепящей глаза ярко-желтой пшеницы. С наезженной дороги уходим влево, впереди – лес, по его краю – проселочная дорога, хорошо заметная на бледно-зеленой, выжженной солнцем траве. И вот открывается широкая поляна, на которой дом и сельскохозяйственные постройки, принадлежащие единственному жителю Красной Звезды – Ивану Тайманову. Рядом одиноко стоит почерневший от времени сруб, с упавшими стропилами крыши. Как сообщают наши «экскурсоводы», это бывшая колхозная столовая. Дорога ведет дальше, справа – заросший камышом пруд: он когда-то был своеобразной достопримечательностью Красной Звезды.
Ведет рассказ Валерий Александрович, незаметно для себя погружается в воспоминания. Гуляет ветер в зарослях кустарников, клонит высокую траву, и совсем не верится в то, что когда-то здесь бурлила жизнь. Удивительно, но нам удается разыскать в гуще американского клена практически вросшую в землю избушку, обнаружить в овраге ручей, облагороженный срубом, благодаря чему издали он напоминает колодец. «Вот здесь баня стояла, а здесь – детский сад», – уже не обращая на нас никакого внимания, беседуют, иногда спорят друг с другом два человека, объединенные одним прошлым.
Уезжаем. Остается позади маленькое, огороженное частоколом кладбище, одиноко стоящий на пригорке коровник из красного кирпича, череда стройных березок. И кажется, что закроешь глаза, и непременно почувствуешь запах свежего хлеба, и услышишь смех босоногой краснозвездинской детворы...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев