Край голубых прудов
До населенного пункта – асфальт, поэтому без труда попадаем на одну из главных улиц Бессонова.
(Тетюши, 15 сентября, «Тетюшские зори», Елена КАЛАШНИКОВА, фото автора). Бессоново – старинное село в Тетюшском районе, первое упоминание о котором датируется 1678 годом.
Воздух пахнет осенью, но день по-прежнему радует голубым небом и ярким солнцем. До населенного пункта – асфальт, поэтому без труда попадаем на одну из главных улиц Бессонова. Конкретного адреса в записной книжке нет, но тем интереснее должно получиться общение с жителями села, ведь неожиданные встречи часто несут много приятных открытий.
Въезжаем на центральную улицу – Стахановскую – и практически сразу поворачиваем налево. Вид большинства построек радует глаз: вот наличники окон расписаны под гжель, а вот густо, создавая правильную арку, оплел стену кирпичного дома дикий виноград. Тишина, покой, размеренность, лишь горячий ветер клонит траву к высохшей земле. Отправляюсь на «разведку» территории. Тропинка ведет к оврагу, на другой стороне которого удается разглядеть три избы, но идти до них не решаюсь, двигаюсь в обратном направлении. Навстречу – две женщины средних лет, идут на помин, сообщают, что «там сегодня все село будет, и со старожилами пообщаться удастся разве что после полудня». Но, поразмыслив, приходят к выводу, что одна из них, Любовь Солдатова, вполне сможет уделить немного времени общению со мной.
И вот мы втроем направляемся к дому, где собралось практически все местное население. Остаюсь ждать у ворот, а через пару минут появляется и Любовь Степановна – невысокая улыбчивая женщина. Ей 81 год, родилась в Бессонове, здесь же живет и по сей день, правда, на зиму уезжает в Ульяновск, к детям.
Прошу новую знакомую поделиться воспоминаниями о прошлом старинного села. «Большим было Бессоново, домов в 500. Церковь когда-то была, но на моей памяти в ней школа находилась. В колхозе имени Ворошилова трудилась, разнорабочей. А здесь (указывает на овраг рядом с домом) Учаевский пруд был, большой, рыба в нем водилась», – рассказывает Любовь Степановна.
– Почему водоем Учаевским назвали? – перебиваю я.
– Был у нас председателем Иван Кириллович Учаев, при нем колхоз миллионером стал. За прудами строго следил, их в Бессонове еще в 80-х четырнадцать было, сейчас всего четыре, – отвечает на вопрос пожилая женщина.
Особый интерес у меня всегда вызывают версии о происхождении названий населенных пунктов в трактовке местных жителей. «Говорят, что Бессоново оттого так называется, что первые поселенцы, боясь врагов, часто ночами не спали, охраняли свое место», – удовлетворяет мое любопытство Любовь Степановна. Рассказывает она и о том, что есть в селе Верхний Курмуш (улица к лесу), Алопе (в переводе с мордовского: «нижняя часть села»), Шаталовка.
С недавнего времени в Бессонове на Троицу, благодаря инициативе супругов Овчинниковых, устраиваются народные гулянья. Долгие годы ничего подобного здесь не было. Но Любовь Степановна хорошо помнит, как в ее молодости отмечали этот праздник. «В первый день всем селом шли к пруду, делали венки из клена и пускали их на воду: чей дольше не утонет, тот долго жить будет. А на второй день «медведей» наряжали (примечание автора: старинный мордовский обычай), по домам ходили, песни пели, муж мой, Петр Тимофеевич, на гармони играл. На третий день шли в Верхние Тарханы, там нас чуваши уже ждали, нарядные, в красивых атласных костюмах, головные уборы из монет на солнце сверкают. Потом все вместе возвращались в Бессоново, танцевали прямо на улице», – делится женщина.
Рассказывает и о груздях, которые в ведрах солили, о лепешках из тертого картофеля, о шумных улицах от большого количества детей в каждом доме... Много воды утекло с той поры.
Из открытых окон дома послышались звуки молитвенных песен: подходит к концу помин, спешит Любовь Степановна к односельчанам. Да и нам пора в путь.
И вот уже остается позади новая часовня вдоль дороги, сады с богатым урожаем румяных яблок, исчезает за горизонтом край голубых прудов и вековых традиций...
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев