Тетюшские зори

Тетюшский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Тетюшанка предложила писать об учителях ­Тетюшского района

Тетюшанка Венера Лузгова предложила в Год педагога и наставника в газете «Авангард» («Тэтеш таннары») писать об учителях ­Тетюшского района.

(Тетюши, 28 апреля, "Тетюшские зори", Лина тихонова).

Тетюшанка Венера Лузгова предложила в Год педагога и наставника в газете «Авангард» («Тэтеш таннары») писать об учителях ­Тетюшского района. 

Мы получили письмо от ветерана педагогического труда Лилии Хайруллиной из Большой Турмы, отдавшей благородному делу воспитания подрастающего поколения сорок лет.

– Еще с детства знала, что наша семья особенная: в каждом поколении, насколько я знаю, есть учителя, – пишет Лилия Ирдусовна. – Повзрослев, задумалась: где истоки нашей учительской династии? Фактически она началась с  двоюродных сестер моего отца – Камарии и Бану Нигматуллиных, которые до замужества и отъезда из деревни обучали деревенских детей грамоте (это были времена столетней давности). 

С нее началась династия педагогов
Официально родоначальником нашей учительской династии можно считать  Галию Нугмановну Валиеву (в девичестве Нигматуллину), мою двоюродную тетю. Трудно найти в нашем селе человека, ­который не знал бы и не помнил ее. 
Педагогическая деятельность Галии Нугмановны началась в 1938 году в Буинском районе и в 1942 году продолжилась в родном селе Большая Турма Тетюшского района. В эти тяжелые  годы она работала директором Большетурминской восьмилетней школы и преподавала биологию, географию, химию. Интеллигентная, энергичная, полная идей, она добивалась улучшения материально-технической базы, особо заботилась о детях, педагогах.  Почти сорок лет педагогической деятельности Галии Нугмановны –  вся ее сила, молодость и энергия, все самое дорогое  – отдано ­детям, их воспитанию и обучению.

Учила детей азам
К первому поколению нашей учительской династии я отношу и Марьям Абдрахмановну Нигматуллину, жену моего двоюродного дяди.  Она более 32 лет своей непростой жизни посвятила воспитанию и обучению сельских детей, проработав все эти годы учителем начальных классов в восьмилетней школе села Большая Турма. К своей работе Марьям Абдрахмановна относилась с любовью, душевной теплотой и полной отдачей. Она понимала, что ее вклад в воспитание молодого поколения очень важен, ведь обучение младших школьников является фундаментом для их будущей учебы и жизни. 
Марьям-апе пришлось  одной воспитывать пятерых детей после преждевременной кончины мужа, бывшего фронтовика.

Педстаж на двоих – 67 лет
Трудился в школе и мой дядя Рашит Абдуллович Нигматуллин, вернувшись  с фронта в 1945 году. Ветеран Великой Отечественной войны, награжденный орденом Красной Звезды, орденом Отечественной вой­ны II степени, работал учителем начальных классов, преподавателем  физкультуры и директором в Большетурминской восьмилетней школе до 1982 года. Его почти сорокалетний трудовой стаж включает в себя еще шестилетний период работы в качестве председателя колхоза в середине пятидесятых годов. А педагогический стаж составляет тридцать один год. И после выхода на пенсию, переехав в Казань, Рашит Абдуллович вел активный образ жизни.
Трудовая биография  Зои Фахриевны Нигматуллиной, жены Рашита Абдулловича, тоже неразрывно связана с Большетурминской  школой, тридцать шесть  лет отработала она учителем математики и физики. Ее педагогический талант проявлялся во всем: в организации индивидуальной работы с учащимися, внеклассной деятельности, в ­работе с родителями.

Готовила медкадры
Вспоминая своих родственников, не могу не написать о троюродной сестре, кандидате медицинских наук, доценте Башкирского государственного медицинского института Альфие Валеевне Нигматуллиной, которая около сорока лет своей жизни посвятила не только научной медицинской, но и педагогической ­деятельности.
Глубокие знания, дополненные энергией, энтузиазмом, яркими ­эмоциями, ­позволили ей оживить такой  внешне «сухой» предмет, как топографическая ­анатомия.
Большой и весомый вклад внесла Альфия Валеевна в дело подготовки и воспитания врачебных кадров,  организацию учебного процесса. Она успешно совмещала работу доцента на кафедре оперативной ­хирургии и топографической анатомии с заведованием центральным методическим ­кабинетом ­института.

Память жива в учениках
В трудовой биографии моего  отца Ирдуса Абдулловича Нигматуллина определенное место занимает работа преподавателем и мастером производственного обучения в Монастырском училище механизации сельского хозяйства в  начале 60-х годов. 
В училище в то время обучалось более 300 ребят не только из Тетюшского района, но и из Апастовского, Буинского, Кайбицкого, Спасского, Дрожжановского. Воспитанники ПТУ – будущие труженики села, призванные стать кормильцами страны, были окружены заботой и вниманием государства:  для них были созданы прекрасные условия. Их обучали квалифицированные  преподаватели, преданные своему делу.  Спустя годы мне приходилось встречаться с выпускниками училища, и приятно было слышать от них слова благодарности и признательности в адрес моего папы, человека справедливого и умеющего научить критическому мышлению, анализу, точной постановке задачи, умению выделить главное и сделать правильные выводы. Мои собеседники отмечали чувство юмора своего учителя, находчивость и способность легко разрядить ситуацию.
Перечисленные качества отца помогли ему и на следующем этапе его жизни: при выполнении задач по радиофикации, электрификации нашего села. К слову, в то время в деревне он был единственным, кто имел  специальное техническое ­образование. 

Дарила сердце детям
В конце 70-х годов учительскую династию поддержали  мы, сестры-близнецы ­Нигматуллины.
Талия Ирдусовна, проработав восемь лет учителем русского языка и литературы в Большетурминской восьмилетней школе, продолжила педагогическую деятельность в качестве воспитателя в детских садах Казани. Она умела уважать детей, быть внимательной и терпеливой, стрессо­устойчивой, активной, проявляла свои  организаторские способности. Быть воспитателем – нелегкий труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, она постоянно совершенствовалась, шагая в ногу с новыми технологиями. И так в течение 40 лет Талия Ирдусовна несла свет знаний, дарила душу и сердце детям. В настоящее время она трудится в отделе работы со школьниками и студентами Национального музея РТ, проводит экскурсии, знакомит подрастающее поколение с историей родного края. 

Гордимся своей профессией
Я, Лилия Ирдусовна Хайруллина (Нигматуллина), трудовую биографию  начала  учителем начальных классов в Алабердинской средней школе. Через год перевелась в родную Большетурминскую школу, где тридцать два года проработала учителем русского языка и литературы, из которых двадцать лет – заместителем директора по учебно-воспитательной работе;  в  2011 году вследствие реорганизации школы перевелась в  Байрашевскую основную школу,  а через год –  в Тетюшскую татарскую среднюю школу, в которой  проработала шесть лет заместителем директора по учебной работе и учителем русского языка и литературы. Мой педагогический стаж составляет сорок лет. В общей сложности мы, сестры-близнецы, восемьдесят лет нашей скромной жизни  посвятили педагогическому труду. Надеюсь, на нас, сестрах  Нигматуллиных,  педагогическая династия не прервется: моя внучка-семиклассница ­мечтает стать педагогом.

Думаю, можно  гордиться, что суммарный учительский стаж нашей династии насчитывает 256 лет. Более двух веков  ее представители  несли свет знаний и дарили душу и сердце детям. Жизненный опыт представителей нашей учительской династии доказал, что профессия учителя – это неустанная работа души.  Нелегок и хлеб, добываемый на ниве просвещения. Труд педагога, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, –  это вечное испытание на мудрость, терпение и профессиональное ­мастерство.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев