Тетюшанка предложила писать об учителях Тетюшского района
Тетюшанка Венера Лузгова предложила в Год педагога и наставника в газете «Авангард» («Тэтеш таннары») писать об учителях Тетюшского района.
(Тетюши, 28 апреля, "Тетюшские зори", Лина тихонова).
Тетюшанка Венера Лузгова предложила в Год педагога и наставника в газете «Авангард» («Тэтеш таннары») писать об учителях Тетюшского района.
Мы получили письмо от ветерана педагогического труда Лилии Хайруллиной из Большой Турмы, отдавшей благородному делу воспитания подрастающего поколения сорок лет.
– Еще с детства знала, что наша семья особенная: в каждом поколении, насколько я знаю, есть учителя, – пишет Лилия Ирдусовна. – Повзрослев, задумалась: где истоки нашей учительской династии? Фактически она началась с двоюродных сестер моего отца – Камарии и Бану Нигматуллиных, которые до замужества и отъезда из деревни обучали деревенских детей грамоте (это были времена столетней давности).
С нее началась династия педагогов
Официально родоначальником нашей учительской династии можно считать Галию Нугмановну Валиеву (в девичестве Нигматуллину), мою двоюродную тетю. Трудно найти в нашем селе человека, который не знал бы и не помнил ее.
Педагогическая деятельность Галии Нугмановны началась в 1938 году в Буинском районе и в 1942 году продолжилась в родном селе Большая Турма Тетюшского района. В эти тяжелые годы она работала директором Большетурминской восьмилетней школы и преподавала биологию, географию, химию. Интеллигентная, энергичная, полная идей, она добивалась улучшения материально-технической базы, особо заботилась о детях, педагогах. Почти сорок лет педагогической деятельности Галии Нугмановны – вся ее сила, молодость и энергия, все самое дорогое – отдано детям, их воспитанию и обучению.
Учила детей азам
К первому поколению нашей учительской династии я отношу и Марьям Абдрахмановну Нигматуллину, жену моего двоюродного дяди. Она более 32 лет своей непростой жизни посвятила воспитанию и обучению сельских детей, проработав все эти годы учителем начальных классов в восьмилетней школе села Большая Турма. К своей работе Марьям Абдрахмановна относилась с любовью, душевной теплотой и полной отдачей. Она понимала, что ее вклад в воспитание молодого поколения очень важен, ведь обучение младших школьников является фундаментом для их будущей учебы и жизни.
Марьям-апе пришлось одной воспитывать пятерых детей после преждевременной кончины мужа, бывшего фронтовика.
Педстаж на двоих – 67 лет
Трудился в школе и мой дядя Рашит Абдуллович Нигматуллин, вернувшись с фронта в 1945 году. Ветеран Великой Отечественной войны, награжденный орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, работал учителем начальных классов, преподавателем физкультуры и директором в Большетурминской восьмилетней школе до 1982 года. Его почти сорокалетний трудовой стаж включает в себя еще шестилетний период работы в качестве председателя колхоза в середине пятидесятых годов. А педагогический стаж составляет тридцать один год. И после выхода на пенсию, переехав в Казань, Рашит Абдуллович вел активный образ жизни.
Трудовая биография Зои Фахриевны Нигматуллиной, жены Рашита Абдулловича, тоже неразрывно связана с Большетурминской школой, тридцать шесть лет отработала она учителем математики и физики. Ее педагогический талант проявлялся во всем: в организации индивидуальной работы с учащимися, внеклассной деятельности, в работе с родителями.
Готовила медкадры
Вспоминая своих родственников, не могу не написать о троюродной сестре, кандидате медицинских наук, доценте Башкирского государственного медицинского института Альфие Валеевне Нигматуллиной, которая около сорока лет своей жизни посвятила не только научной медицинской, но и педагогической деятельности.
Глубокие знания, дополненные энергией, энтузиазмом, яркими эмоциями, позволили ей оживить такой внешне «сухой» предмет, как топографическая анатомия.
Большой и весомый вклад внесла Альфия Валеевна в дело подготовки и воспитания врачебных кадров, организацию учебного процесса. Она успешно совмещала работу доцента на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии с заведованием центральным методическим кабинетом института.
Память жива в учениках
В трудовой биографии моего отца Ирдуса Абдулловича Нигматуллина определенное место занимает работа преподавателем и мастером производственного обучения в Монастырском училище механизации сельского хозяйства в начале 60-х годов.
В училище в то время обучалось более 300 ребят не только из Тетюшского района, но и из Апастовского, Буинского, Кайбицкого, Спасского, Дрожжановского. Воспитанники ПТУ – будущие труженики села, призванные стать кормильцами страны, были окружены заботой и вниманием государства: для них были созданы прекрасные условия. Их обучали квалифицированные преподаватели, преданные своему делу. Спустя годы мне приходилось встречаться с выпускниками училища, и приятно было слышать от них слова благодарности и признательности в адрес моего папы, человека справедливого и умеющего научить критическому мышлению, анализу, точной постановке задачи, умению выделить главное и сделать правильные выводы. Мои собеседники отмечали чувство юмора своего учителя, находчивость и способность легко разрядить ситуацию.
Перечисленные качества отца помогли ему и на следующем этапе его жизни: при выполнении задач по радиофикации, электрификации нашего села. К слову, в то время в деревне он был единственным, кто имел специальное техническое образование.
Дарила сердце детям
В конце 70-х годов учительскую династию поддержали мы, сестры-близнецы Нигматуллины.
Талия Ирдусовна, проработав восемь лет учителем русского языка и литературы в Большетурминской восьмилетней школе, продолжила педагогическую деятельность в качестве воспитателя в детских садах Казани. Она умела уважать детей, быть внимательной и терпеливой, стрессоустойчивой, активной, проявляла свои организаторские способности. Быть воспитателем – нелегкий труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, она постоянно совершенствовалась, шагая в ногу с новыми технологиями. И так в течение 40 лет Талия Ирдусовна несла свет знаний, дарила душу и сердце детям. В настоящее время она трудится в отделе работы со школьниками и студентами Национального музея РТ, проводит экскурсии, знакомит подрастающее поколение с историей родного края.
Гордимся своей профессией
Я, Лилия Ирдусовна Хайруллина (Нигматуллина), трудовую биографию начала учителем начальных классов в Алабердинской средней школе. Через год перевелась в родную Большетурминскую школу, где тридцать два года проработала учителем русского языка и литературы, из которых двадцать лет – заместителем директора по учебно-воспитательной работе; в 2011 году вследствие реорганизации школы перевелась в Байрашевскую основную школу, а через год – в Тетюшскую татарскую среднюю школу, в которой проработала шесть лет заместителем директора по учебной работе и учителем русского языка и литературы. Мой педагогический стаж составляет сорок лет. В общей сложности мы, сестры-близнецы, восемьдесят лет нашей скромной жизни посвятили педагогическому труду. Надеюсь, на нас, сестрах Нигматуллиных, педагогическая династия не прервется: моя внучка-семиклассница мечтает стать педагогом.
Думаю, можно гордиться, что суммарный учительский стаж нашей династии насчитывает 256 лет. Более двух веков ее представители несли свет знаний и дарили душу и сердце детям. Жизненный опыт представителей нашей учительской династии доказал, что профессия учителя – это неустанная работа души. Нелегок и хлеб, добываемый на ниве просвещения. Труд педагога, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, – это вечное испытание на мудрость, терпение и профессиональное мастерство.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев