Воспоминания горькой судьбы
История страны складывается из маленьких историй семей.
(Тетюши, 30 октября, «Тетюшские зори»). Судьба семьи Мансуровых из Кляшева, о которых рассказала библиотекарь села Гульчачак Галимова, – это судьба наших соотечественников, которых коснулись репрессии.
«В нашем селе есть 4 схожих старинных дома, первые этажи которых построены из кирпича, а вторые – из толстых бревен. Когда мы были маленькими, в этих домах располагались: в одном – школа, затем магазин, в другом – правление, детсад. Помню, мы ходили в детский сад, поднимались на второй этаж по широким ступенькам, и вопроса, откуда взялись такие необычные для деревни дома, не возникало. Слышали, конечно, что это бывшие дома богатых людей, но подробностями не интересовались. Со временем по инициативе известного руководителя Ибрагима Валиевича Садыкова в селе были построены кирпичные двухэтажные здания, в которых разместились магазин, школа, Дом культуры. Старинные дома оказались заброшенными…
Дом бая Камалетдина сохранился в селе Кляшево
Однажды распространилась новость по селу: приехали на Сабантуй потомки бая Камалетдина. Среди них: заслуженный работник культуры России, врач, юрист, писатель. Так мы узнали, что дом, по ступенькам которого мы бегали в детстве, построен был Камалетдином. Дома строили собственными силами, хозяева сами изготавливали кирпичи и обжигали. На первом этаже располагалась кухня, там же продавались чай, сахар и прочие продукты, а на верхнем были гостевые комнаты, спальни, комнаты отдыха. Три брата: Сабиржан-бай, Габсаттар-бай, Камалетдин-бай успели поставить дома, очередь дошла до Зиганша, но горькие ветры судьбы разметали их планы. В 1931 году семья была сослана в Челябинск.
«До последнего своего вздоха не забыть мне день отъезда. Из деревни ушли 6 подвод: дядя Касим, дядя Хайрулла, а остальных и не помню. До сих пор перед глазами, как, прощаясь, обнимались и плакали мама и бабушка Бибихан. Больше им не суждено было встретиться, – вспоминает Ханифа-эби. Всю жизнь она тосковала по родному краю, искала ответ на вопрос: «За что?», ведь ей было всего 8 лет. – Нас сопровождал один мужчина с ружьем. Сестра всю дорогу проплакала, говорила, что хочет есть и пить. Привезли в село Монастырское, ночевали там 2 дня. На 3-й день под охраной доставили на пристань. На двух пароходах, битком набитых людьми, добрались до Симбирска. Там погрузили в товарный вагон и увезли на Урал. В вагоне теснота, духота, не было воды, еды не хватило на долгий путь, плакали голодные дети. Поезд остановился на одной станции. Жителей отвезли в поселок Ново-Туково и поселили в бараках: пол земляной, нары в четыре ряда. Нам дали 4 метра на 8 душ. Печи в начале и конце помещения. Если найдешь дрова и настанет очередь, то можно было заварить чай. Люди страдали от голода...»
Воспоминания бабушки Ханифы потрясают, – продолжает Гульчачак Садертдиновна. – Люди страдали от тифа, дизентерии, лихорадки. Обессилевших, больных, голодных выгоняли на работу, 9 – 10 верст шли пешком. По 12 часов долбили киркой грунт, обрабатывали совхозное поле. Пока норму – по 200 квадратных метров – не выполнишь, в барак не вернешься. Многие умирали в пути, не выдержав тяжелого труда и голода.
От голодной смерти их семью спас отец – Султангарай Мансуров. Он познакомился с казахами, которые дали ему отруби. Бабушка Газиза варила из нее похлебку и кормила детей.
Со временем выкопав землянку, семья спаслась от барачной жизни. Но на этом испытания не закончились, оставив детей (3,5; 6,5 и 15 лет), умирает мама. Шли годы. Ханифа вышла замуж за такого же репрессированного Асхата Сафиуллина, родила детей.
«Вот такая я, Ханифа, старшая дочь сына бая Камалетдина из села Кляшево Тетюшского района Татарстана, – говорит землячка. – Корни у нас оказались глубокими и крепкими. Будучи трудолюбивыми, честными, добрыми, как и наш дед, благодаря Всевышнему, мы не потерялись в этой жизни, не забыли, что дала малая родина. Не только мы сами, но и наши дети не подвели. Как бы ни испытывала нас судьба и ни ломала, мы не сдались, выжили в условиях тяжелейших испытаний. В свое время нам говорили, что мы кулаки, а в Магнитогорске в народе Центральный спецпоселок называли «поселок куркулей». И все потому, что дома большие, просторные, хозяйства крепкие, полные скота, а хозяева старательные. Мы не чурались никакой работы, жили, как привычно нам было, по-деревенски».
…Не зачерствели люди душой, сохранили в памяти и передали потомкам истории своих жизней.
На снимке: Супруги Сафиуллины из семей репрессированных сохранили в памяти и передали потомкам любовь к малой родине./ФОТО ИЗ АРХИВА САФИУЛЛИНЫХ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев