Тетюшские зори

Тетюшский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
По следам публикаций

И в Тетюшском районе была деревня Михайловка

Название ­ населенного пунк­­та Михайловка очень популярное. Деревень с таким названием по всей России сотни.

(Тетюши, 10 ноября, "Тетюшские зори"). По данным всемогущей сети Интернет  – около 300, только в Башкирии их насчитывается более 20. В нашей респуб­лике – 6, еще 3 обнаружились в справочнике – в списке исчезнувших населенных пунктов. Помимо Российской Федерации, такие деревни, поселки и села встречаются и на других территориях бывших союзных республик.

И в Тетюшском районе была деревня Михайловка. Историю о ней сохранила на своих страницах газета «Авангард» от 31 января 2001 года. Автор статьи А. Журин писал, что Михайловка была пригородом Тетюш. «Состояла она из трех улиц – ныне Красноармейская, Ленина и Калинина. Отделяла их от Тетюш площадь Свободы. Население Михайловки занималось земледелием. Пазьма ­(поземельный пахатный участок. – Прим. авт.) были длинные, где размещались дома с надворными постройками, гумно, куда свозились снопы хлеба, укладывались скирды до молотьбы, солома складывалась в ометы. Далее были сад и огород».   

Осенью 1929 года, как утверждает автор, в Михайловке создали колхоз «Буденовец». Крестьяне стали колхозниками. ­Создали конный двор, овчарню, пасеку, получили большой сад, на месте которого впоследствии построили мясокомбинат. Правление было на Советской улице (ныне Калинина), открыли клуб. Зарплату деньгами не платили, писали ежедневно трудодни, которые называли «палочки», и все работы расценивались в трудоднях. Итоги подводили в конце года. После пополнения всех фондов: за семенной, страховой, фуражный, госпоставки и расчеты с МТС – натуроплата, остальной хлеб раздавали за трудодни. Каждый год трудодень был разный, в зависимости от урожая. Система оплаты не устраивала колхозников. И они по возможности покидали колхоз. Особенно это было заметно после выхода постановления правительства о выдаче паспортов колхозникам. Государству нужны были рабочая сила на послевоенное восстановление разрушенного хозяйства и новое строительство. Кадры уходили в город, колхоз слабел. Власти вынуждены были присоединить колхоз «Буденовец» к другому – Людоговскому колхозу «Ленинские всходы». Однако это не принесло пользы, хозяйство не справлялось с работами, и его присоединили к Нармонскому колхозу «Новый мир». Такой союз также просуществовал недолго. Колхозников распустили, а земли передали совхозу «Садовод». 

Со временем длинные пазьма урезали, создав еще две дополнительные улицы. Края ­деревни застроили, на площади Свободы возвели корпуса учреждений, а с юга начали строить ­микрорайон.

Людмила Петрякова:
 – О существовании деревни мне известно от моих свекра и свекрови. Про улицы могу пояснить. В старых названиях улиц закреплялась ориентировка: Красноармейская, ныне Малкина, раньше называлась Крестовоздвиженской, она вела к церкви на Базарной площади (Цент­ральный парк). Храм был разрушен в 1930-х годах. Улица Большая Троицкая, она, соответственно, вела к Троицкому собору, со сверкающими на солнце и по сей день куполами, была пере­именована в улицу Ленина. 

Олег Евсеев:
– О Михайловке я слышал. О деревне рассказывал дядя Валера Федоров. По его словам, он помнит деревянные дома этой деревни, деревянные настилы. За площадью Свободы, за нынешним зданием почты, были заливные луга. Учреждение соцзащиты располагается в купеческом доме, напротив которого был большой сад, предположительно, принадлежал он ранее купцу. Недавно узнал, что на территории старого рынка раньше были капустные поля. Солили, хранили капусту в погребах и амбарах, которые располагались ближе к улице Карла Либк­нехта. Пойма – часть речной долины, затопляемая во время половодья, была на том месте, где сейчас проходит улица Гагарина. Там часто тонули тракторы. Между Тетюшами и Михайловкой была базовая школа, где детишки учились с 1-го по 4-й класс. Помню, в 1976-м или в 1977 году из Дома пионеров, который находился на площади Свободы, мы поехали на грузовике в пед­училище – выступать на каком-то мероприятии. Буксовали долго, бегом побежали по грязи.  Там, где сейчас находится городская школа № 2, было поле. Там проводили Сабантуй, это я хорошо запомнил. Главным ­судьей скачек был мой отец.

Валерий Иванов:
– Наш родительский дом находится на улице Калинина. От старожилов я слышал про деревню, которая располагалась в верхней части нашей улицы, а здание сельсовета или колхозной конторы можно увидеть и сегодня. Это кирпичное старинное здание хорошо ­сохранилось.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: по следам публикаций