От «Джамбула» до «Грузии»: когда малая Волга стала большой
Пристань Тетюши относилась к Средне-Волжскому речному пароходству
(Тетюши, 15 января, "Тетюшские зори").
В конце прошлого года мы начали цикл публикаций воспоминаний Григория Макарова, ранее возглавлявшего Тетюшскую пристань.
Сегодня мы публикуем третью часть рукописи:
«Река Волга была разделена на три пароходства: ВВРП – Верхне-Волжское речное пароходство, СВРП – Средне-Волжское речное пароходство, НВРП – Нижне-Волжское речное пароходство. Пристань Тетюши относилась к Средне-Волжскому речному пароходству, которое начиналось от пристани Камское Устье до порта Куйбышев областной. На территории пристани находился магазин ОРСА, который обслуживал работников пристани. Кроме пассажирской линии Горький – Астрахань, пристань Тетюши начала обслуживать местная линия Казань – Тетюши, Тетюши – Казань, организованная Казанским речным портом. Эту линию обслуживали пароходы «Колхозница», «Ветлужанин», «Свирьстрой». Руководством пристани была организована переправа на левый берег Волги. Сначала была паромная переправа, потом на баркасе «Уса», пассажирском плашкоуте (плоскодонное беспалубное несамоходное судно. – Прим. авт.) пассажировместимостью до 50 человек.
На левом берегу Волги, в районе Балымер, была мельница купца Блинова. Ниже пристани Тетюши, за Бородским рынком, была организована добыча гравия, там работал земснаряд (судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов. – Прим. авт.). Он добывал гравий высокого качества, который отправлялся даже в Ленинград по заказу. Добыча гравия производилась до заполнения большой Волги.
Ниже пристани Тетюши находился причал «Заготзерна». Он состоял из деревянных свай, забитых в дно, прикрепленных к берегу. На сваях была установлена эстакада, на эстакаде располагалась галерея. По горе вверх до вершины горы была проложена галерея типа желоба. К причалу ставили баржу и грузили зерно через бункер по желобу.
На территории пристани находилась своя электростанция. Коллектив пристани во главе с начальником пристани и начальником вокзала состоял из одного приемосдатчика, шкипера, трех матросов, таксировщика, трех кассиров, одного бухгалтера, секретаря-кассира, трех диспетчеров по движению флота, которые обеспечивали движение грузового флота и связи, двух мотористов электросвязи, конюха (и одной лошади), 25 грузчиков для погрузки судов, три человека работали в камере хранения.
Рядом с грузовым причалом «Заготзерна» была эстакада с открытым желобом, по которому спускали мешки с мукой на баржи. Ниже пристани Тетюши, на расстоянии 50 километров, находился причал Тетюшского мехлесхоза, там заготавливали дубовую клепку. На мелководных баржах эту клепку отправляли в Зеленодольск, на судоверфь.
В связи с увеличением пассажиропотока и грузопотока увеличилось число пассажирских и грузовых судов. Кроме линий Горький – Астрахань, к началу навигации 1956 года в зимнее время производилась подготовка к затоплению большой Волги».
фото из архива Айрата Валеева.
Ранее Тетюшские зори опубликовали 2 часть
Продолжение следует.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев